Моделирование добавленной стоимости в цифровом стратегическом менеджменте


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-6-23

Полный текст:


Аннотация

Актуальность становления цифрового стратегического менеджмента подтверждается ростом инфокоммуникационного сектора экономики в общемировом масштабе. Результаты исследования современной цифровой трансформации компаний позволили установить, что новые бизнес-модели проектируются на основе цифровых платформ и основаны на процессах купли-продажи не только товаров и/или услуг, но и информации о самих пользователях. Доказано, что цифровая платформа как технологический инструмент обмена в современной экономике обеспечивает процессы посредничества, фактически поддерживая координацию для рынка, создавая добавленную стоимость на основе цифровой кооперации. Сформирован методологический подход к повышению эффективности задач цифрового стратегического менеджмента, с учетом подтверждения потребностей цепочки добавленной стоимости путем создания цифровых двойников бизнеси технологических процессов, реализуемых на основе технологии блокчейн или на ациклическом графе. Постановка задачи моделирования определила, что технически возможно создание моделей, осуществляющих пооперационный анализ взаимодействия в цепочках добавленной стоимости, однако более эффективно отражение хозяйственной деятельности на основе процессного подхода при полной идентичности бизнес-процесса, цепочки добавленной стоимости и их цифрового двойника. В связи с этим наличие цифровых двойников позволяет осуществить проектирование и моделирование функционирования добавленной стоимости до начала реального бизнес-процесса, что вносит существенные изменения в формируемый в настоящее время цифровой стратегический менеджмент. Такое моделирование добавленной стоимости сохраняет рыночные принципы, а сама цифровая платформа не является заменой рынка, а воплощается как наиболее эффективный посредник. Анализ существующих подходов позволил выявить такие нерешенные задачи, как отсутствие прямой взаимосвязи между понесенными затратами на цифровизацию и полученными цифровыми платформами финансовыми результатами и невыделенности информации как самостоятельного элемента затрат в системе учета, управления и контроля затрат, несмотря на существенное возрастание доли издержек организаций на облачные сервис и технологии. Моделирование вновь созданной стоимости в цифровой среде реализовано авторами с учетом: а) определения интегрирующим элементом услуги (нежели готового продукта) в соответствии со спецификой цифровой экономики; б) выделения вариантов рыночного взаимодействия посредством платформ на основе традиционных контрактов, соглашений «по умолчанию» зарегистрированных пользователей платформ, смарт-контрактов; в) выбора базовых параметров — вложений в инвестированный капитал, агрегированный по процессу, и затрат участников по операционной деятельности (по технологическим переделам), дополненных условно-постоянными издержками; г) использования для представления операционной деятельности концепции переделов, позволяющей отразить специфику и пропорции между отдельными стадиями технологического процесса, и введения двух информационных переделов («Сбор, хранение и обработка данных» и «Цифровое представление и дизайн рынка»), что позволило создать объект учета инфокоммуникационных затрат. Результаты моделирования показали, что эффект координации имеет нелинейную зависимость от доли инвестированного капитала организатора процесса, что может быть использовано при поиске оптимальных вариантов проектирования платформ взаимодействий и для целевого управления рентабельностью инвестированного капитала при формировании цепочек добавленной стоимости.


Об авторах

И. М. Степнов
Финансовый университет; Институт проблем рынка РАН
Россия

Игорь Михайлович Степновдоктор экономических наук, профессор, Финансовый университет; главный научный сотрудник, Институт проблем рынка Российской академии наук

Москва



Ю. А. Ковальчук
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); Институт проблем рынка РАН
Россия

Юлия Александровна Ковальчукдоктор экономических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет); главный научный сотрудник, Институт проблем рынка Российской академии наук

Москва



Список литературы

1. Schiller D. Digital capitalism: Networking the global market system. Cambridge, Mass.: MIT Press; 1999. 294 р.

2. Constantinides P., Henfridsson O., Parkerb G. Platforms and infrastructures in the digital age. Information Systems Research. 2018;29(2):381–400. DOI: https://doi.org/10.1287/isre.2018.0794

3. Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Перспективность использования методологии дизайна рынков соответствия в деятельности национальных проектных офисов (на примере кластерных проектов). Друкеровский вестник. 2016;(4):65–74. DOI: http://dx.doi.org/10.17213/2312–6469–2016–4–65–74

4. Stepnov I., Kovalchuk J. About the issue of decision making irrationality in the Activity of the national industrial modernization design office. Indian Journal of Science and Technology. 2016;9(42):687–695. DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i42/104265

5. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Ключевые черты и последствия индустриальной революции 4.0. Инновации. 2017;10(228):81–90.

6. Gawer A. The organization of technological platforms. Phillips N., Sewell G., Griffths D., eds. Technology and organization: Essays in honour of Joan Woodward. Research in the Sociology of Organizations. 2010;29:287–296.

7. Gereff G., Humphrey J., Sturgeon T.J. The governance of global value chains. Review of International Political Economy. 2005;12(1):78–104.

8. Ketels C.H. Clusters, cluster policy and Swedish competitiveness in the global economy. Expert Reports to Sweden’s Globalization Council. 2009;30:6–31.

9. Ghasemkhani H., Soule D., Westerman G.F. Competitive advantage in a digital world: Toward an informationbased view of the frm. MIT Initiative on the Digital Economy. Working Paper. 2014;5:1–25. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2698775

10. Soule D. L., Carrier N., Bonnet D., Westerman G. F. Organizing for a digital future: Opportunities and challenges. MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting. Working Paper. 2014;10:1–22. DOI: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2698379

11. Kembro J., Selviaridis K., Näslung D. Theoretical perspectives on information sharing in supply chains: A systematic literature review and conceptual framework. Supply chain management: An international journal. 2014;19(5/6):609–625.

12. Lindgreen A., Maon F., Vanhamme J., Sen S. Sustainable value chain management: a research anthology. Farnham, Surrey; Burlington, Vermont: Gower; 2013. 529 p.

13. Bytheway A. Investing in information. The information management body of knowledge. Geneva: Springer International Publishing; 2014. 280 р.

14. Dehmer J., Niemann J. Value chain management through cloud-based platforms. Procedia-social and behavioral sciences. 2018;238:177–181.

15. Степнов И.М. Стратегические вызовы новой организации производства в четвертой промышленной революции. Экономика и управление в машиностроении. 2017;(4):13–18.

16. Мельник М.В., Когденко В.Г. Управление стоимостью компании: Ценностно-ориентированный менеджмент. М.: Юнити-Дана; 2012. 448 с.

17. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М; 2009. 430 с.

18. Когденко В.Г., Мельник М.В. Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста. Региональная экономика: теория и практика. 2018;1(448):38–57.

19. Koutsoukis N.-S., Mitra G. Decision modelling and information systems: the information value chain. Boston. London: Kluwer Academic; 2002. 366 p.

20. Fama E. Efficient capital markets — review of theory and empirical work. Journal of Finance. 1970;25:383–423.

21. Ковальчук Ю.А., Степнов И. М. Об изменениях группировки затрат предприятия, использующего информационно-коммуникационные технологии (облачные сервисы). Менеджмент и контроллинг в условиях нестабильности рынков и внешних угроз. Мат. IV международной научно-практической конференции по контроллингу. М.: НП «Объединение контроллеров»; 2015:82–89.

22. Масленников В. В., Федотова М.А., Сорокин А. Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир. Вестник Финансового университета. 2017;2(98):6–11.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Моделирование добавленной стоимости в цифровом стратегическом менеджменте. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(5):6-23. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-6-23

For citation: Stepnov I.M., Kovalchuk Y.A. Value Chain Modeling in Digital Strategic Management. Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(5):6-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-6-23

Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)