Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г.А. Бахчисарайцева — представителя московской учетной школы
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-43-53
Аннотация
Поступательное развитие бухгалтерского учета и в теоретическом, и в практическом плане носит исключительно сложный историко-эволюционный характер. При этом для отечественного учета всегда были характерны периоды как усиления самобытных национальных начал, так и их ослабление. Поэтому очень важно добиться гармонизации этих отдельных сторон осмысления бухгалтерской науки, позволяющей одновременно учитывать не только национальные экономические интересы, но и использовать передовой мировой опыт. Представленная статья как раз и рассматривает эти особенности на примере научно-преподавательского творчества одного из выдающихся представителей московской учетной школы Г.А. Бахчисарайцева. Здесь необходимо принимать во внимание различное понимание бухгалтерской методологии, существующей на тот период в России. Представленные в статье обобщения и выводы позволяют обеспечить целостное восприятие подготовки бухгалтерских кадров, доказать правильность последовательного изучения тематических материалов, позволяющих рассматривать бухгалтерский учет как информационное отражение единого воспроизводственного цикла с выходом на систему важнейших финансово-результативных и фондовых показателей. Этот подход широко используется и в современных методиках преподавания бухгалтерского учета. Кроме этого, необходимо отметить остроту проблемы подготовки высокопрофессиональных бухгалтеров, и в этом отношении, ссылаясь на опыт Г.А. Бахчисарайцева, следует помнить о необходимости высокой меры ответственности за обучение учетных кадров. Подчеркивается исключительная важность непрерывности обучения бухгалтерскому делу, в том числе посредством самообразования, что позволяет расширять спектр профессиональных знаний, а значит, повысить авторитет и значимость учетной профессии.
Об авторах
Г. В. МихайловаРоссия
Галина Васильевна Михайлова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Ставрополь
Е. В. Потехина
Россия
Екатерина Валентиновна Потехина — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт
Ставрополь
Список литературы
1. Anderson M. An analysis of the frst ten volumes of research in Accounting, business and fnancial history. Accounting, business & fnancial history. 2002;12(1):1–24.
2. Parker R.H. The scope of accounting history: A note. Abacus. 1993;29(1):106–110.
3. Carmona S. Accounting history research and its diffusion in an international context. Accounting History. 2004;9(3):7–23.
4. Crowther D. and Carter C. Legitimating irrelevance: management education in higher education institutions. The international journal of educational management. 2002;16(6):268–278.
5. Wells M. What is wrong with accounting education? Working paper. Accounting research centre, university of Sydney. 1987;(22):4.
6. Simon R. The University: A place to think? The Corporate university: culture and pedagogy in the new millennium. Edited by Giroux H. and Myrsiades K. Lanham. Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2001:45–56.
7. James K. A сritical theory and postmodernist approach to the teaching of accounting theory. Critical perspectives on accounting. 2008;19(5):643–676.
8. Евстафьева Е. М., Богатая И. Н. Исследование современных отечественных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Международный бухгалтерский учет. 2013(25):2–17.
9. Муравьева Л.А. Состояние российской финансовой мысли во второй половине XIX—начале XX века. Финансы и кредит. 2013;2(530):71–80.
10. Цыганков К. Ю. Балансовая теория в России. Антология учетной мысли из истории бухгалтерии. М.: Экономистъ; 2006. 196 c.
11. Попов Н.У. Счетоводство городских и земских управ и других учреждений, обязанных вести подробный учет исполнения сметных назначений. СПб.: Кн. скл. Коммерч. лит.; 1908. 256 с.
12. Бахчисарайцев Г.А. Первые уроки бухгалтерии на началах моей балансовой теории. М.: изд. автором; 1926. 32 с.
13. Бахчисарайцев Н.А. (под псевдонимом Арсеньев Г.) Как нужно изучать бухгалтерию? Мысли о законе двойной записи и о балансе. М.: Тип. Сапрыкина П.Т.; 1908. 19 с.
14. Медведев М.Ю., Назаров Д.В. История русской бухгалтерии. М.: Бухгалтерский учет, 2007. 436 с.
15. Костриков С.П. Русская буржуазия и коммерческое образование. Развитие идеи, цели и задачи. Монография. М.: Издательский дом ГУУ; 2015. 136 с.
Рецензия
Для цитирования:
Михайлова Г.В., Потехина Е.В. Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г.А. Бахчисарайцева — представителя московской учетной школы. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(5):43-53. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-43-53
For citation:
Mikhailova G.V., Potekhina E.V. The Peculiarities of the Methodology of Teaching Accounting by G.A. Bakhchisaraytsev — the Representative of the Moscow Accounting School. Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(5):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-5-43-53