Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-5-28-40
Аннотация
Статья посвящена разработке методологических решений для проведения актуального исследования социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу, на основе информации, содержащейся в их финансовой и нефинансовой отчетности. В исследовании использовались методы: абдукции; содержательного анализа современного состояния социальной сферы; логического анализа исследований ученых и заинтересованных организаций в области социальной сферы и социальной ответственности экономических субъектов, оцениваемой на основе изучения их социальной отчетности; логико-контентного анализа стандартов финансовой и нефинансовой отчетности в части требований к раскрытиям социальных аспектов; экспертного анализа социальной отчетности российских компаний различного рода деятельности; лингвистического анализа для оценки использования отдельных терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний. Информационной базой исследования послужили Международные стандарты финансовой отчетности*, Стандарты отчетности в области устойчивого развития, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)***; финансовая и нефинансовая отчетность компаний отраслей материального производства. В результате проведенной работы обоснованы и предложены методологические решения, необходимые для анализа и оценки социальной ответственности российских экономических субъектов, относящихся к крупному бизнесу. На основе оценки тенденций в социальной сфере, а также выявления возможностей и угроз для ее дальнейшего развития, обусловленных эволюцией цифровизации, экономики и экологии, идентифицированы наиболее важные проблемы, участие в решении которых характеризует социальную ответственность бизнеса, и предложены этапы исследования последней. Данной статьей авторы открывают цикл публикаций, комплексно и системно анализирующих проблемы учета, анализа и оценки социальной ответственности экономических субъектов в условиях быстро меняющейся среды и возникающих новых вызовов для общества и бизнеса. В процессе анализа была разработана методология исследования, произведена оценка состава, полноты и качества информационной базы с учетом отраслевых особенностей изучаемых объектов и непосредственно аналитических методов, и процедур.
Об авторах
О. В. ЕфимоваРоссия
Ольга Владимировна Ефимова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента бизнес-аналитики
Москва
О. В. Рожнова
Россия
Ольга Владимировна Рожнова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента корпоративной отчетности и аудита
Москва
Список литературы
1. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2013;35(1).
2. Barnett M., Salomon R. Beyond Dichotomy: The Curvilinear Relationship between Social Responsibility and Financial Performance. Strategic Management Journa. 2006;27(11).
3. Clark G., Feiner A., M. Viehs. From the stockholder to the stakeholder. How sustainability can drive financial outperformance. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2508281.
4. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. URL: http://nrs.harvard.edu/urn 3: HUL.InstRepos:30838135.
5. Efimova O.V., Rozhnova O.V. Financial reporting and climate-related disclosures. Journal of Digital Science. 2020;2(1):67.
6. Bhandari H., Yasunobu K. What is social capital: A comprehensive review of the concept. Asian Journal of Social Science. 2009;(37):480–510.
7. Vithana K., Soobaroyen T. Human Resource Disclosures in UK Corporate Annual Reports: To What Extent Do These Reflect Organisational Priorities Towards Labour? URL: http://link.springer.com/article/10.1007/ s10551–019–04289–3.
8. Hruska-Tvrdy L., Foldynova I. New social risks and sustainable development of urban area. URL: http://wwwsre.wu.ac.at/ersa/ersaconfs/ersa11/e110830aFinal01079.pdf.
9. Rohde I.M.T, Rohde K.M.T. Managing social risks — tradeoffs between risks and inequalities. URL: https://link. springer.com/article/10.1007/s11166–015–9224–5.
10. Ефимова О.В., Рожнова О.В. Аналитичность финансовой отчетности в фокусе пандемии COVID 19. Экономический анализ: теория и практика, 2020;19(10):1794–1821.
11. Ефимова О.В., Рожнова О.В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 1). Учет-анализ-аудит. 2020;(3):18–25.
12. Ефимова О.В., Рожнова О.В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 2). Учет-анализ-аудит. 2020;(4):6–17.
13. Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа». Международный бухгалтерский учет. 2017;10(304):2.
14. Соловей Т.Н., Иванова Д.С. Нефинансовая отчетность предприятий СССР: актуальность в условиях современной экономики. Международный бухгалтерский учет. 2020;(10):1162–1181.
15. Бурчакова М.А. Становление системы социальной корпоративной отчетности: международный опыт и Россия. Экономический анализ: теория и практика. 2009;137(8):36–43.
16. Глущенко А.В., Калюжная Ю.А. К вопросу о социальной ответственности бизнеса. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020;(22):22–27.
17. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райх Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании. Лидерство и менеджмент. 2019;6(4):425–436.
18. Гущина И.Э. Управленческий учет корпоративной социальной ответственности. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019;(9):54–62.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова О.В., Рожнова О.В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(5):28-40. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-5-28-40
For citation:
Efimova O.V., Rozhnova O.V. Research methodology for corporate disclosure of business social responsibility: conceptual approach. Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(5):28-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-5-28-40