Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: информационная база и этапы проведения
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-6-6-20
Аннотация
Данной статьей авторы продолжают цикл публикаций, изучающих проблемы учета, анализа и оценки социальной ответственности экономических субъектов в условиях быстро меняющейся среды и возникающих новых вызовов для общества и бизнеса. В статье изложены методологические решения для исследования социальной ответственности российских публичных компаний различного рода деятельности на основе анализа данных, раскрываемых в их финансовой и нефинансовой отчетности. При этом использовались методы абдукции; логического анализа; логико-контентного, экспертного анализа стандартов финансовой и нефинансовой отчетности в части требований к раскрытиям социальных аспектов; анализа социальной отчетности российских компаний различного рода деятельности, а также лингвистического анализа с целью выявления практики использования отдельных терминов и понятий в финансовой и нефинансовой отчетности компаний. Изучение стандартов корпоративной отчетности позволило предложить новую модель анализа раскрытий в области корпоративной социальной ответственности. На основе оценки тенденций в социальной сфере, а также выявления возможностей и угроз для ее дальнейшего развития (обусловленных эволюцией общества, экономики и экологии, процессов цифровизации) идентифицированы наиболее важные проблемы, участие в решении которых характеризует социальную ответственность бизнеса, а также предложены и подробно описаны все этапы ее исследования. В качестве документарной базы использованы Международные стандарты финансовой отчетности, Стандарты отчетности в области устойчивого развития, Базовые индикаторы результативности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП); финансовая и нефинансовая отчетность компаний отраслей материального производства. Итогом проведенных исследований стали предложения о применении многоэтапного подхода, позволяющего оценивать социальную ответственность отдельных экономических субъектов сквозь призму глобальных задач, стоящих перед страной и мировым сообществом. Анализ комплексных проблем бизнеса и цивилизации в целом позволил выделить пять топ-проблем, в свете которых следует оценивать социальную ответственность крупных компаний, а также прослеживать логическую связь этих топ-проблем с ключевыми темами раскрытий в корпоративной отчетности.
Об авторах
О. В. ЕфимоваРоссия
Ольга Владимировна Ефимова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента бизнес-аналитики
Москва
О. В. Рожнова
Россия
Ольга Владимировна Рожнова — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента корпоративной отчетности и аудита
Москва
Список литературы
1. Godfrey P. C., Hatch N. W. Researching Corporate Social Responsibility: An Agenda for the 21st Century. Journal of Business Ethics. 2007;(70):87–98.
2. Cheng B., Ioannou I., Serafeim G. Corporate social responsibility and access to finance. Strategic Management Journal. 2014;35(1):1–23.
3. Amel-Zadeh A., Serafeim G. Why and How Investors Use ESG Information: Evidence from a Global Survey. Financial Analysts Journal. 2018;74(3):87–103.
4. Newson M., Deegan C. Global expectations and their association with corporate social disclosure practices in Australia, Singapore, and South Korea. The International Journal of Accounting. 2002;37(2):183–213.
5. Parker L., Cowen S. S., Feretti L. B. The impact of corporate characteristics on social responsibility disclosure: A typology and frequency-based analysis. Accounting, Organizations and Society. 1987;(12):111–122.
6. Когденко В. Г., Мельник М. В. «Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа». Международный бухгалтерский учет. 2017;10(304):2.
7. Вахрушина М. А. К вопросу о связи бухгалтерского и статистического видов учета. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018;1(433):32–48.
8. Малиновская Н. В. Тенденции развития публичной отчетности в условиях цифровизации. Международный бухгалтерский учет. 2020;5(23):484–502.
9. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 1). Учет-анализ-аудит. 2020;7(3):18–25.
10. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков (часть 2). Учет-анализ-аудит. 2020;7(4):6–17.
11. Nguyen T. H., Vu Q. T., Nguyen D. M., Le H. L. Factors Influencing Corporate Social Responsibility Disclosure and Its Impact on Financial Performance: The Case of Vietnam. Sustainability. 2021;13(15):8197.
12. Вавилина А. В., Комарова Т. В., Веленси И. Р., Райх Р. С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании. Лидерство и менеджмент. 2019;6(4):425–436.
13. Гущина И. Э. Управленческий учет корпоративной социальной ответственности. Финансовый вестник. Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019;(9):54–62.
14. Coffie W., Aboagye-Otchere F., Musah A. Corporate social responsibility disclosures (CSRD), corporate governance and the degree of multinational activities: Evidence from a developing economy. Journal of Accounting in Emerging Economies. 2018;8(21):106–123.
15. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: концептуальный подход. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(5):28–40.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова О.В., Рожнова О.В. Методология исследования корпоративного раскрытия социальной ответственности бизнеса: информационная база и этапы проведения. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(6):6-20. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-6-6-20
For citation:
Efimova O.V., Rozhnova O.V. Methodology for researching corporate disclosure of business social responsibility: Information base and stages of implementation. Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(6):6-20. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-6-6-20