Расчеты с дебиторами на основе показателя качества оборачиваемости
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2024-11-1-50-57
Аннотация
Обострение отношений в сфере глобальных финансов, нарушение международных экономических связей вызывают необходимость укрепления платежной дисциплины и ускорения платежей. Своевременный возврат дебиторской задолженности (ДЗ) повышает обеспеченность поставщиков денежными средствами, а ускорение расчетов способствует увеличению последних, что дает возможность их дополнительного использования в коммерческом обороте. целью исследования явилось совершенствование системы расчетов (на основе их оборачиваемости) с дебиторами и рационального распределения сроков возврата денежных средств с помощью матричного метода. Существующие системы оценки финансовых потоков в отношениях с дебиторами и используемые для этого показатели не всегда выражают зависимость между ростом выручки от продаж, оборачиваемостью ДЗ и степенью ее погашения. В этой связи задачей исследования стало совершенствование существующих показателей анализа дебиторской задолженности. Автором сформулировано понятие «цикл обращения дебиторской задолженности»; введен новый параметр — скорость погашения ДЗ для точного отражения взаимозависимости объема реализации и оборачиваемости дебиторской задолженности, а также качества погашения последней; предложен подход к обоснованию целесообразности ускорения платежей в соответствии с эластичностью выручки от реализации продукции, работ и услуг по отношению к скорости погашения ДЗ. В ходе работы использовались методы сравнения, статистики, математического моделирования. Результатами исследования явилось создание системы отслеживания остатков дебиторской задолженности и сопоставления их с объемами продаж и показателями оборачиваемости, которая может быть полезна организациям, реализующим продукцию, работы, услуги по кредитному договору, для ускорения денежных поступлений.
Об авторе
В. А. ЧерновРоссия
Владимир Анатольевич Чернов — доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Список литературы
1. Fasoula E., Schweikert K. Price Regulations and Price Adjustment Dynamics: Evidence from the Austrian Retail Fuel Market. Journal of Transport Economics and Policy. 2020;54(1):21–39.
2. Чернов В. А. Противоречивость рыночных законов в изменении цен и ценообразующий аттрактор. Финансы: теория и практика. 2018;22(2):124–133. DOI: 10.26794/2587–5671–2018–22–2–124–133
3. Gerasimenko A. Agency motives in transport corporations mergers and acquisitions. Transportation Research Procedia. 2022;(63):21–26. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.05.003
4. Yu N., Yu B., Tao H., de Jong W. M. Dynamic causal linkage between road infrastructure and manufacturing agglomeration in Northeast China. International Journal of Transport Economics. 2018;45(2):323–342.
5. Novak D., Wu Zh., Dooley K. Whose resilience matters? Addressing issues of scale in supply chain resilience. Journal of Business Logistics. 2021;42(3):323–335. DOI: 10.1111/jbl.12270
6. Кулягина Е. А. Логистические процессы в России в условиях санкционных ограничений в 2022 году. Транспортное дело России. 2022;(3):56–58. DOI: 10.52375/20728689_2022_3_56
7. Pokrovskaya O., Fedorenko R., Musatkina A. The evolution of the logistics ecosystem in the context of COVID‑19. Transportation Research Procedia. 2022;(63):69–77. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.05.008
8. Чернов В. А. Экосистемные изменения структуры социально‑экономических отношений. Мир новой эконо- мики. 2022;16(3):113–124. DOI: 10.26794/2220–6469–2022–16–3–113–124
9. Zhemchugova O., Levshina V., Levshin L. Application of risk‑based approach methods of various levels of complex- ity in the quality management system of a transport company. Transportation Research Procedia. 2022;(63):1–12. DOI: 10.1016/j.trpro.2022.05.001
10. Karanina E., Selezneva E., Chuchkalova S. Improving the national logistics model on an international scale in the context of the economic crisis. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. England: 2020; IOP Publishing. 012041. DOI: 10.1088/1757–899X/918/1/012041
11. Ильин С. Ю. Финансы современных организаций. Транспортное дело России. 2022;(3):6–7. DOI: 10.52375/20728689_2022_3_6
12. Астафьева Ю. А., Рибокене Е. В., Маковецкий М. Ю. Оценка методов формирования клиенто-ориентированной стратегии. Транспортное дело России. 2022;(3):53–55. DOI: 10.52375/20728689_2022_3_53
13. Pessot E., Zangiacomi A., Marchiori I., Fornasiero R. Empowering supply chains with Industry 4.0 technologies to face megatrends. Journal of Business Logistics. 2023;44(4):609–640. DOI: 10.1111/jbl.12360
14. Hofer C., D’Oria L., Cantor D., Ren X. Competitive actions and supply chain relationships: How suppliers’ value‐ diminishing actions affect buyers’ procurement decisions. Journal of Business Logistics. 2023;44(4):719–740. DOI: 10.1111/jbl.12357
15. Ishfaq R., Darby J., Gibson B. Adapting the retail business model to omnichannel strategy: A supply chain management perspective. Journal of Business Logistics. 2023; May:1–28. DOI: 10.1111/jbl.12352
16. Красникова А. С., Подольский А. Г., Михалкин А. В. К вопросу об управлении ресурсами в интересах реализации жизненного цикла образца высокотехнологичной продукции. Транспортное дело России. 2022;(3):77–81. DOI: 10.52375/20728689_2022_3_77
17. Барчуков А. В. Краткосрочная финансовая политика. Хабаровск: ДВГУПС; 2006. 218 с.
18. Chernov V. A. Accounts receivable management in transport organizations. E 3S Web of Conferences. 2023;(376):7. DOI: 10.1051/e3sconf/202337604012
19. Nachtmann H., Waller M. A., Rieske D. W. The Impact of Point‑of‑Sale Data Inaccuracy and Inventory Record Data Errors. Journal of Business Logistics. 2010;31(1):149–158. DOI: 10.1002/j.2158–1592.2010.tb00132.x
20. Griffis S., Cooper M., Goldsby T., Closs D. Performance Measurement: Measure Selection Based Upon Firm Goals and Information Reporting Needs. Journal of Business Logistics. 2004;25(2):95–118. DOI: 10.1002/j.2158–1592.2004.tb00183.x
21. Павлова Е. И., Самусев Н. С. Модель перспективного сервиса на транспорте для обслуживания интернет‑торговли. Транспортное дело России. 2020;(1):100–102. 22. Чернов В. А. Информационные системы коммерческого анализа и управления. Программные продукты и си- стемы. 2000;(1):5.
22. Golicic S. L., Foggin J. H., Mentzer J. T. Relationship Magnitude and Its Role in Interorganizational Relationship Structure. Journal of Business Logistics. 2003;(24):57–75. DOI: 10.1002/j.2158–1592.2003.tb00032.x 24.
23. Бычкова С. М., Швец О. В. Цифровые технологии — новая реальность анализа благонадежности контрагента. Учет. Анализ. Аудит. 2022;9(5):43–55. DOI: 10.26794/2408–9303–2022–9–5–43–55
Рецензия
Для цитирования:
Чернов В.А. Расчеты с дебиторами на основе показателя качества оборачиваемости. Учет. Анализ. Аудит. 2024;11(1):50-57. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2024-11-1-50-57
For citation:
Chernov V.A. Analysis of settlements with debtors based on the quality indicatorof turnover. Accounting. Analysis. Auditing. 2024;11(1):50-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2024-11-1-50-57