Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрены вопросы действующих нормативных требований к образовательному процессу и профессиональным обязанностям. Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции закреплены в образовательных стандартах, а необходимые трудовые функции работников регламентированы в профессиональных стандартах. Реализация образовательных программ высшего образования должна обеспечить получение качественных профессиональных квалификаций. Обязательная необходимость оценки профессиональной квалификации должна быть существенным стимулом для непрерывного образования и самообразования. Критерий оценки качества образования — это выпускник, который работает по специальности и качественно выполняет трудовые функции. На основе данных образовательной и бюджетной статистики обозначена проблема практического соответствия стандартов в образовании и профессиональных трудовых функций. В образовательных стандартах должны быть указаны варианты профессий, по которым выпускник может трудиться. Механизм контроля формирования компетенций обязан обеспечить возникновение качественной квалификации. Сделан вывод, что работодателю невыгодно переучивать и дополнительно учить дипломированного специалиста. Выпускник образовательной организации должен быть способен сразу выполнять указанные в профессиональных стандартах трудовые функции. На всех этапах получения высшего образования студент должен теоретические знания закрепить практически именно на базе образовательной организации. В этой связи в образовательной программе программы практик необходимо непрерывно актуализировать. Возникает острая потребность, чтобы штатные преподаватели были по совместительству практикующими специалистами или непрерывно повышали свою квалификацию. Процесс привлечения практикующих специалистов из других организаций для обучения студентов может быть лишь отдельным исключением. Предлагается разработать образовательный стандарт для подготовки преподавателей высшего образования, так как преподаватели обязаны владеть методикой обучения студентов. Также целесообразно разработать и рекомендовать к применению стандарт профессиональной деятельности преподавателя. Такой стандарт будет служить продолжением образовательного стандарта. Появление проектов образовательных стандартов, в которых образовательные компетенции сопоставлены с профессиональными стандартами, показывает перспективность и практическую ценность исследования. Наличие многочисленных публикаций по гармонизации образовательных и профессиональных стандартов свидетельствует о важности темы работы.


Об авторе

Д. В. Дементьев
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Дмитрий Витальевич Дементьев — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры аудита, учета и финансов 

Новосибирск



Список литературы

1. Бородина Д. Р., Гохберг Л. М., Жихарева О. Б. Образование в цифрах 2017. Краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ; 2017. 80 с.

2. Барнгольц С. Б. Опыт привлечения студентов к научным исследованиям по экономическому анализу. Вестник Финансовой академии. 1998;(4):74–80.

3. Соловьев В. П., Перескокова Т. А., Крупин Ю. А. Федеральный образовательный стандарт на три с плюсом. Опять нужна работа над ошибками? Высшее образование сегодня. 2016;(4):37–42.

4. Худжина М. В. Проектирование основных профессиональных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС ВО в соответствии с профессиональными стандартами. Проблемы современного образования. 2016;(2):116–120.

5. Чучалин А. И. Образовательные стандарты ведущих российских вузов. Высшее образование в России. 2015;(4):14–25.

6. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов. Высшее образование в России. 2015;(6):26–31.

7. Бондин В. И., Марченко М. В. К вопросу о терминологии в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Мир науки. 2017;(5–1):37.

8. Буяковская И. А., Позднякова Е. В. Профессиональные стандарты при разработке основных образовательных программ высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2017;(55–8):93–105.

9. Гетман Н. А., Котенко В. В., Котенко Е. Н. Подготовка преподавателя вуза к профессиональной деятельности в соответствии с современными профессиональными стандартами. Современные наукоемкие технологии. 2016;(9–3):490–494.

10. Жукова Н. В., Яровова В. В. Аттестация бухгалтеров на соответствие профессиональному стандарту. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016;(1):66–68.

11. Ковальчук С. А., Ивакаева Т. О. Об использовании профессиональных стандартов при разработке и реализации образовательных программ. Проблемы высшего образования. 2017;(1):49–52.

12. Кузнецова Е. М. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблемы реализации. Высшее образование в России. 2016;(5):150–155.

13. Лосева Н. А., Петрова Н. П. Федеральные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг в России. Аудитор. 2017;(3–3):50–55.

14. Морозов М. А., Морозова Н. С. Подходы к оценке соответствия образовательных программ профессиональным стандартам. Высшее образование сегодня. 2017;(10):13–17.

15. Скавитин А. В. Профессиональный стандарт педагога: внедрение в образовательной организации. Педагогический имидж. 2017;(3):18–26.

16. Булыга Р. П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита. Учет. Анализ. Аудит. 2015;(3):75–81.

17. Булыга Р. П. Подготовка бухгалтеров и аудиторов: пути гармонизации образовательных программ и профессиональных стандартов. Учет. Анализ. Аудит. 2016;(3):50–54.

18. Солдатенко И. С., Дудаков С. М., Захарова И. В. Проектирование образовательных программ в области ИКТ с учетом профессиональных стандартов. Инженерное образование. 2017;(21):140–144.

19. Шаблова Е. Г., Филющенко Л. И. Профессиональные и образовательные стандарты: некоторые проблемы применения. Право и образование. 2017;(9):18–26.

20. Мельник М. В. Условия успешного использования профстандартов. Учет. Анализ. Аудит. 2016;(3):55–64.

21. Седых И. Ю. Образовательные и профессиональные стандарты: вместе или врозь? Инновации в образовании. 2017;(2):5–10.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дементьев Д.В. Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(3):120-127. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127

For citation: Dementev D.V. Interconnection of Educational and Professional Standards. Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(3):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-3-120-127

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)