Теория учета: современные проблемы и структурно-логическаямодель развития


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2017--6-20-29

Полный текст:


Аннотация

Актуальность. Текущий этап развития теории бухгалтерского учета характеризуется ее методологической разобщенностью, слабой связанностью с развитием общественных наук, несоответствием вызовам современной экономики, что создает основания для отрицания научных основ теории учета. Целью работы был системный анализ работ современных авторов, посвященных проблемам развития теории и методологии бухгалтерского учета, и формирование на этой основе структурно-логической модели развития уровня его частных теоретических схем. Методы. В работе использованы такие способы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, а также системный подход. Результаты. В статье выполнен анализ и проведена систематизация современных проблем теории бухгалтерского учета. Рассмотрены особенности трансформации методологии учета как социальной и прикладной науки. Выдвинуто предложение об организации исследований в области теории учета в соответствии с концепцией организации научного знания академика В. С. Степина. Сформулирована авторская структурно-логическая модель развития концепций в теории учета как уровня частных теоретических схем. Перспективы. В дальнейшем научном обсуждении нуждаются вопросы развития представлений об отдельных видах учета как частных теоретических схемах, основанных, с одной стороны, на теории бухгалтерского учета и заимствующих суждения и постулаты из смежных областей общественных наук, с другой стороны.

Об авторе

Светлана Анатольевна Самусенко
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Легенчук С. Ф. Развитие бухгалтерского учета как науки: Periculum in Mora // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 21. С. 55-67

2. Ковалев В. В. Является ли бухгалтерский учет наукой: ретроспектива взглядов и тенденций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2013. Вып. 2. С. 90-112

3. Mouck T. Positive Accounting Theory as a Lakatosian Research Programme. Accounting and Business Research, 1990, vol. 20, no. 79, pp. 231-239

4. Demski J. S. Is Accounting an Academic Discipline? Accounting Horizons, 2007, vol. 21, no. 2, pp. 153-157

5. Gaffikin M. The Critique of Accounting Theory, School of Accounting & Finance, University of Wollongong, Working Paper 25, 2006. URL: http://ro.uow.edu.au/accfinwp/41 (дата обращения: 28.08.2017)

6. Mattessich R. Conditional-Normative Accounting Methodology: Incorporating Value Judgments and Means-End Relations of an Applied Science. Accounting, Organization and Society, 1995, vol. 20, no. 4, pp. 259-284

7. Палий В. Ф. Теория бухгалтерского учета. Современные проблемы. М.: Бухгалтерский учет, 2007. 88 с

8. Лебедев К. Н. «Белые пятна» методологии экономического исследования: метод счетоведения - изгой теории бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2017. Т. 20. Вып. 8. С. 432-445

9. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1996. 638 с

10. Галаган А. М. Основы общего счетоведения. М.: Изд-во Наркомторга СССР и РСФСР, 1928. 436 с

11. Баранов П. П. К вопросу о необходимости формирования научной теории аудита // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4. С. 84-100

12. Шапошников А. А. Классификационные модели в бухгалтерском учете. М.: Финансы и статистика, 1982. 144 с

13. Malmi T., Granlund V. In Search of Management Accounting Theory. European Accounting Review, 2009, vol. 18, no. 3, pp. 597-620

14. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 743 с

15. Whetten D. A. What Constitutes a Theoretical Contribution? Academy of Management Review, 1989, no. 14, pp. 490-495

16. В литературном обзоре к цитируемой здесь статье М. Гаффикин показывает, что первые работы, обосновывающие принадлежность учета к общественным наукам, появились еще в 1930-х гг., а наиболее полные доказательства соответствия учета критериям социальной науки приведены в публикации Р. К. Маутца (1963 г.)

17. В литературном обзоре к цитируемой здесь статье М. Гаффикин показывает, что первые работы, обосновывающие принадлежность учета к общественным наукам, появились еще в 1930-х гг., а наиболее полные доказательства соответствия учета критериям социальной науки приведены в публикации Р. К. Маутца (1963 г.)

18. В качестве примера Маттессич приводит основополагающий принцип «разная себестоимость - для различных целей», определяющий, что не может быть единственно верного метода учета затрат; метод учета затрат всегда определяется целями, для которых рассчитывается себестоимость

19. В качестве примера Маттессич приводит основополагающий принцип «разная себестоимость - для различных целей», определяющий, что не может быть единственно верного метода учета затрат; метод учета затрат всегда определяется целями, для которых рассчитывается себестоимость

20. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983

21. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983

22. В данном контексте мы придерживаемся широко распространенной в современной литературе точки зрения на капитал как предмет бухгалтерского учета, истоки которой положены Лукой Пачоли. Разумеется, существуют альтернативные взгляды; тот же Я. В. Соколов в качестве предмета рассматривал факт хозяйственной жизни. Дискуссии вокруг этой темы ни в коей мере не подвергают сомнению научность учета, а лишь свидетельствуют о развивающемся характере этой науки

23. В данном контексте мы придерживаемся широко распространенной в современной литературе точки зрения на капитал как предмет бухгалтерского учета, истоки которой положены Лукой Пачоли. Разумеется, существуют альтернативные взгляды; тот же Я. В. Соколов в качестве предмета рассматривал факт хозяйственной жизни. Дискуссии вокруг этой темы ни в коей мере не подвергают сомнению научность учета, а лишь свидетельствуют о развивающемся характере этой науки

24. Понятие зоны ближайшего развития заимствуется из психологии и обозначает потенциальные направления для развития учета, область для формирования новых концепций и последующих практических решений. В психологии это понятие, сформулированное в 1931 г. Л. С. Выготским, обозначает комплекс задач, которые ребенок может решить сначала под руководством педагога, а потом - самостоятельно, в более общем смысле она - разрыв между уровнем текущего и потенциального развития


Дополнительные файлы

Для цитирования: Самусенко С.А. Теория учета: современные проблемы и структурно-логическаямодель развития. Учет. Анализ. Аудит. 2017;(6):20-29. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2017--6-20-29

For citation: Samusenko S.A. . Accounting. Analysis. Auditing. 2017;(6):20-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2017--6-20-29

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)