Развитие  российской  системы   рейтингования  университетов


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-1-69-75

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции, наблюдаемые как в международной, так и в российской системе образования, а также тренды в рейтингах университетов. Изучены и представлены отечественные рейтинги университетов, составляемые СМИ и профессиональными сообществами, наиболее известными из которых являются рейтинг Эксперт РА и рейтинг «Интерфакса». Самым достоверным отечественным рейтингом, прошедшим процедуру независимой аудиторской проверки, признан Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университетов» (MosIUR). Обоснована необходимость развития российской системы рейтингования отечественных и зарубежных вузов, которая позволит повысить политический статус России и мотивировать университеты к конкурентной борьбе. В качестве направления совершенствования и развития рейтинга «Три миссии университетов» предложено рейтингование вузов в группы. Предлагаемые рекомендации по формированию рейтинговых групп университетов приемлемы не только для рейтинга MosIUR, но и для ранжирования вузов такими рейтинговыми системами, как Эксперт РА и «Интерфакс», а также другими отечественными и зарубежными СМИ, агентствами и профессиональными сообществами.

Об авторах

Е. В. Никифорова
Финансовый университет.
Россия

Елена Владимировна Никифорова —  доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита.

Москва.



К. Ю.  Бурцева
Финансовый университет.
Россия

Ксения Юрьевна Бурцева —  кандидат экономических наук, доцент, докторант Департамента учета, анализа и аудита.

Москва.



Список литературы

1. Булыга Р. П. Концепция формирования публичной отчетности вузов. Вестник финансового университета. 2015;6:156–170.

2. Бурцева К. Ю. Рейтинговая оценка университетов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2017;2(29):7–13.

3. Бурцева К. Ю. К вопросу о ранжировании университетов по группам в международных рейтингах. Аудит и финансовый анализ. 2015;2:415–420.

4. Кинчарова А. В. Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты и критика. Томск: Препринт; 2013; 49 с.

5. Ковалева Е. Н. Рейтинг образовательной организации как инструмент оценки ее эффективности (опыт Германии). Человеческий капитал и профессиональное образование. 2014;1(9):9–19.

6. Мельник М. В., Когденко В. Г. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа. Международный бухгалтерский учет. 2014;10(34):2–15.

7. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс; 2005. 654 с.

8. Hazelkorn E. Learning to live with league tables and ranking: The experience of institutional leaders. Higher Education Policy. 2008;21(2):193–215.

9. Van Raan A. F.J. Fatal attraction: Conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods. Scientometrics. 2005;62(1):133–143.

10. Burris Val. The academic caste system: Prestige hierarchies in PhD exchange networks. American Sociological Review. 2004;69(2):239–264.

11. Merisotis J. P. On the ranking of higher education institutions. Higher Education in Europe. 2005;30:361– 363.

12. Van Raan, Anthony F. J. Fatal attraction: Conceptual and methodological problems in the ranking of universities by bibliometric methods. Scientometrics. 2005;62(1):133–143.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Никифорова Е.В.,  Бурцева К.Ю. Развитие  российской  системы   рейтингования  университетов. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(1):69-75. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-1-69-75

For citation: Nikiforova E.V., Burtsevа K.Y. Development  of  University  Ranking  System  in  Russia. Accounting. Analysis. Auditing. 2019;6(1):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-1-69-75

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)