Preview

Учет. Анализ. Аудит

Расширенный поиск

Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах

https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16

Аннотация

В статье рассмотрены результаты исследования проблем организации комплаенс как разновидности форм внутреннего контроля на современном этапе развития экономики. Методологическую базу исследования составляют теория менеджмента, опыт международных компаний и аналитический обзор отчетов и опубликованной литературы по данному вопросу. Выявлено, что зарубежная практика, учитывая особую роль комплаенса в системе управления, рекомендует создание специальных подразделений с полномочиями их сотрудников как по консультированию и обучению работников по вопросам внутрифирменного (холдингового) контроля, так и непосредственного расследования мошеннических действий и оценки рисков экономического субъекта. Сформулированы рекомендации по разработке отечественных стандартов, соответствующих международным требованиям выявления, оценки комплаенс-рисков, связанных с профессиональным ведением бизнеса, определена этапность разработки комплаенс как формы контроля. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке правил внутреннего контроля и взаимодействия, процедур и процесса принятия решений экономическим субъектом.

Об авторах

Ж. А. Кеворкова
Финансовый университет
Россия

Жанна Аракеловна Кеворкова — доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита

Москва



Н. Г. Сапожникова
Воронежский государственный университет
Россия

Наталья Глебовна Сапожникова — доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет»

Воронеж



Список литературы

1. Алькарави Хайдер Дж. Ваннес, Карпова Т. П., Осипов М. А., Островская О. Л. Аутсорсинг: бухгалтерский учет и риски. М.: Центркаталог; 2019. 168 с.

2. Карпович О. Г. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА»; 2018. 407 с. ISBN 978–5–2380–2827–9.

3. Коновалова Е. М., Кеворкова Ж. А. Международная практика организации системы антикоррупционного комплаенс. Экономика и управление: проблемы, решения. 2017;4(2):14–19.

4. Шалимова М. А. Современные тенденции развития комплаенс-контроля в банковской сфере. Внутрений контроль в кредитной оргаизации. 2013;(1):55–62.

5. Бородин А. Г. Проблематика внедрения комплаенс-контроля в бюджетных организациях. Управление экономическими системами. 2015;81(9). URL: http://www.cyberleninka.ru>Грнти>n/17077562 (дата обращения: 23.12.2019).

6. Ермакова Н. А. Комплаенс-контроль в системе внутреннего контроля корпораций. Международный бухгалтерский учет. 2014;297(3):2–10.

7. Колесникова Е. Н. Концепция комплаенс-контроля за деятельностью сельскохозяйственных производственных кооперативов. Вопросы экономики. 2011;78(36):65–71.

8. Данилин О., Пустовалова Е. Комплаенс-функция в современной организации: создание, структурирование и оценка. Внутренний контроль в кредитной организации. 2010;(3):66–84.

9. Швырева О. И., Фролова И. А. Роль и функции комплаенс-контроля в системе управления организацией. Мат. III Междунар. науч. конф. «Актуальные вопросы экономики и менеджмента» (Краснодар, 20 июня 2015 г.). М.: Московский университет им. С. Ю. Витте; 2015:44–46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25532547_41362893.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

10. Найджер Б. Успешный комплаенс. Как достичь успеха компаниям, следующим стандарту ИСО 19600. Мат. V ежегодной конф. ICA «Комплаенс-менеджмент: оптимизация и эффективность» (Москва, 18 февраля, 2016). URL: https://event-mbs.ru/event/httpevent-mbsrueventthe-v-annual-ica-conferencecompliance-optimization-and-effectiveness.html (дата обращения: 09.01.2020).

11. Burby R. J., May P. J., Paterson R. C. Improving compliance with regulations: Choices and outcomes for local government. Journal of the American Planning Association. 1998;64(3):324–334. DOI: 10.1080/01944369808975989

12. Governatori G., Hoffmann J., Sadiq S., Weber I. Detecting regulatory compliance for business process models through semantic annotations. In: Proc. Int. Conf. “Business Process Management” (Barcelona, Spain, 10–15 September, 2017). 2017:5–17. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978–3–642–00328–8_2?LI=true (дата обращения: 25.12.2019).

13. Cassin R. L. DOJ reduces Odebrecht penalties, we revise the top ten list. 2017. URL: http://www.fcpablog.com/blog/2017/4/14/doj-reduces-odebrecht-penalties-we-revise-the-top-ten-list.html (дата обращения: 25.12.2019).

14. Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ. Корпоративный юрист. 2008;( 6):29–32.


Рецензия

Для цитирования:


Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г. Концептуальные положения комплаенс как формы внутреннего контроля в экономических субъектах. Учет. Анализ. Аудит. 2020;7(2):6-16. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16

For citation:


Kevorkova Zh.A., Sapozhnikova N.G. conceptual Provisions of compliance as a Form of Internal control in Economic Entities. Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(2):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-2-6-16

Просмотров: 1057


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)