Инвестиционная оценка современных бизнес-моделей
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-2-12-23
Аннотация
Статья посвящена выявлению изменений в процессах принятия инвестиционных решений в гибридной (традиционной и цифровой) экономике. Выдвинута гипотеза, что бизнес-модели и цифровая среда меняют классические предпосылки разработки таких решений, и это требует отражения в инвестиционной оценке. Использованы методы системного и критического анализа, ценностно-ориентированный подход. Установлены преобладание конкуренции бизнес-моделей (в том числе в рамках экосистем), а не организаций, и снижение потребности инвестора в организационно-правовом оформлении объекта инвестирования при множестве цифровых решений. Утверждается, что на инвестиционный потенциал современной бизнес-модели влияют ее организационная архитектура, используемая инфраструктура, ценность, формируемая у потребителя, коммуникации и взаимодействия при неизменности предложения. Для отражения нарастающей сложности построения и индивидуализма бизнес-модели авторами разработана ее архитектура с выделением девяти базовых элементов и варианты инвестиционных решений. Выделены новые факторы стоимости для инвестиционной оценки бизнес-моделей, включая цифровую ренту, подходы к ценообразованию, цифровой парадокс, экосистемную защиту от рынка и др. Установлены качественные признаки эффективной бизнес-модели при сохранении количественной оценки на основе генерируемого денежного потока. Сделан вывод, что по мере нарастания сложности бизнес-моделей возможна интеграция цифровых метрик бизнеса и традиционных финансовых показателей, однако в настоящее время целесообразно сохранить существующую методологию инвестиционной оценки, дополнив ее качественной корректировкой.
Ключевые слова
Об авторах
И. М. СтепновРоссия
Степнов Игорь Михайлович — доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, ФУ; заведующий кафедрой управления активами, МГИМО (Университет) МИД РФ.
Москва.
Ю. А. Ковальчук
Россия
Ковальчук Юлия Александровна — доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры управления активами, МГИМО (Университет) МИД РФ; профессор кафедры энергетического сервиса и управления энергосбережением, МАИ (национальный исследовательский университет).
Москва.
Список литературы
1. Zott C., Amit R. Business model design: An activity perspective. Long Range Planning. 2010;43(2-3):216-226. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.004
2. Porter M. E., Heppelmann J. E. How smart, connected products are transforming companies. Harvard Business Review. 2014;92(11):18-38.
3. Ostenwalder A., Pigneur Y. Business model generation: A handbook for visionaries, game changers and challengers striving. Amsterdam: Modderman Drukwerk; 2009. 288 p.
4. Клейнер Г. Б., Рыбачук М. А., Карпинская В. А. Развитие экосистем в финансовом секторе России. Управленец. 2020;11(4):2-15. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1
5. Vectors of digital transformation. OECD Digital Economy Papers. 2019;(273):1-38. DOI: 10.1787/20716826/5ade2bba-en
6. Li F. Leading digital transformation: Three emerging approaches for managing the transition. International Journal of Operations and Production Management. 2020;4O(6):809-817. DOI: 10.1108/IJOPM-04-2020-0202
7. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому. Технологии продвижения в интернете. М.: Бомбора; 2O19. 224 с.
8. Атурин В. В., Мога И. С., Смагулова С. М. Управление цифровой трансформацией: научные подходы и экономическая политика. Управленец. 2020;11(2):67-76. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-2-6
9. Рот Э. Кому что достанется — и почему. Книга о рынках, которые работают без денег. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2016. 256 с.
10. Porter M. E., Heppelmann J. E. How smart, connected products are transforming companies. Harvard Business Review. 2014;(92):18-38.
11. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Ценообразование платформ, инвестиции и цифровой парадокс. Друкеровский вестник. 2020;(4):77-87. DOI: 10.17213/2312-6469-2020-4-77-87
12. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. Монография. СПб.: СПбГУ; 2008. 546 с.
13. Грант Р. М. Современный стратегический анализ. СПб.: Питер (серия «Классика МВА»); 2008. 560 с.
14. Chandler A. D. Jr. Strategy and structure: Chapters in the history of American enterprise. Cambridge, MA: MIT Press; 1962. 463 p.
15. Penrose E. T. Research on the business firms: Limits to growth and size of firms. American Economic Review. 1995:45(2):531-543.
16. Prokopenko O., Shmorgun L., Kushniruk V., Prokopenko M., Slatvinska M., Huliaieva L. Business process efficiency in a digital economy. International Journal of Management (IJM). 2020;11(3):122-132.
17. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business-model: Toward a united perspective. Journal of Business Research. 2015;58(6):726-735. DOI: 10.1016/j.jbusres.2003.11.001
18. Teece D. Business-models, business strategy and innovation. Long Range Planning. 2014;43(2-3):172-194. DOI: 10.1016/j.lrp.2009.07.003
19. Дорошко В. Н. Оценка инвестиционного потенциала бизнес-модели коммерческой организации для целей сделок M&A. Вестник Российского университета кооперации. 2020;39(1):24-31.
20. Gil-Gomez H., Guerola-Navarro V., Oltra-Badenes R., Lozano-Quilis J. A. Customer relationship management: Digital transformation and sustainable business model innovation. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2020;33(1):2733-2750. DOI: 10.1080/1331677X.2019.1676283
21. И. М., Ковальчук Ю. А. Измерение ценности в бизнес-моделях совместного использования. Управленец. 2020;11(5):58-69. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-5-5
22. Sotnyk I., Zavrazhnyi K., Kasianenko V., RouWk H., Sidorov O. Investment management of business digital innovations. Marketing and Management of Innovations. 2020;(1):95-109. DOI: 10.21272/mmi.2020.1-07
23. Bardal K. G. Contradictory outcomes of cost-benefit analyses — findings from Norwegian public-investment projects. Research in Transportation Economics. 2020;(82):100874. DOI: 10.1016/j.retrec.2020.100874
24. Рассел С. Совместимость. Как контролировать искусственный интеллект. М.: Альпина нон-фикшн; 2021. 438 c.
25. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Платформенный капитализм как источник формирования сверхприбыли цифровыми рантье. Вестник МГИМО-Университета. 2018;61(4):107-124. DOI: 10.24833/2071-8160-20184-61-107-124
26. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Цифровая бизнес-модель: управление технологиями и контроль прибыли. Инновации в менеджменте. 2020;25(3):68-78.
27. Ashton B. Intelligent technology scanning: Aims, content, and practice. Foresight and STI Governance. 2020;14(3):15-29. DOI: 10.17323/2500-2597.2020.3.15.29
28. Gautier A., Lamesch J. Mergers in the digital economy. Center for Economic Studies and ifo Institute (CESifo) Working Paper. 2020;(8056):1-34.
29. Карелина Е. А. Возможности формирования эффективных цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах. E-Management. 2020;(1):59-67. DOI: 10.26425/2658-3445-2020-1-59-67
30. Пушкин И. С. Разработка инструментов оценки эффективности бизнес-моделей. Инновации и инвестиции. 2019;(2):343-344.
31. Стрекалова Н. Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа. Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009;(92):95-105.
32. Миллер Я. В. Создание добавленной стоимости в контексте сложности измерения цифровой экономики. E-Management. 2020;(1):68-74. DOI: 10.26425/2658-3445-2020-1-68-74
Рецензия
Для цитирования:
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Инвестиционная оценка современных бизнес-моделей. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(2):12-23. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-2-12-23
For citation:
Stepnov I.M., Kovalchuk J.A. Investment Valuation of Modern Business Models. Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(2):12-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2021-8-2-12-23