Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы многоуровневой системы подготовки и обучения в вузах и учебных центрах. Целью исследования стало определение ключевых навыков и компетенций, необходимых представителям контрольно-счетных органов — аудиторам и контролерам-ревизорам для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности в условиях цифровой трансформации. В ходе работы были решены следующие задачи: выявлена необходимость построения системы подготовки и обучения данных специалистов по формированию индивидуальных траекторий освоения основополагающих цифровых навыков и компетенций; аргументирована целесообразность использования современных цифровых методов для выполнения аудиторской проверки; рассмотрены особенности реализации политики в области контроля на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва; оценена значимость программ повышения квалификации контролеров и аудиторов. Авторы работы обозначили приоритеты кадровой политики университета в области управления на период до 2030 г., определяющие ключевые индикаторы эффективности деятельности сотрудников отдела финансового контроля; выявили весомость организации программ повышения квалификации аудиторов с целью освоения как цифровых, так и навыков, связанных с творческим, гибким и непредвзятым мышлением. В процессе проведения исследования были использованы методы синтеза, анализа, классификации, детализации и сравнения. Полученный практический опыт может быть полезен для становления грамотных специалистов и руководителей.
Об авторах
О. В. ШибилеваРоссия
Ольга Викторовна Шибилева — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Саранск
В. В. Паршуткина
Россия
Валерия Вячеславовна Паршуткина — бухгалтер второй категории, Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
Саранск
Список литературы
1. Колесник Н.Ф., Маняева В.А., Шибилева О.В. Развитие внутреннего контроля в условиях цифровизации бизнеса. Финансовый бизнес. 2021;3(213):223–227.
2. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365.
3. Dobrolyubova E., Yefremov A., Aleksandrov O. Is Russia Ready for Digital Transformation? Communications in Computer and Information Science. 2017;(745):431–444.
4. Laara E., van Deursen A. J.A. M., van Dijk J. A.G.M. et al. Computers in Human Behavior Determinants of 21st-century digital skills: A large-scale survey among working professionals. Computers in Human Behavior. 2019;(100):93–104.
5. Казакова Н. А., Бровкина Н. Д. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите. Аудитор. 2020;6(8):20–24.
6. Cenamor J., Sjödin D. R., Parida V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization. International Journal of Production Economics. 2017;(192):54–65.
7. Куприяновский В. П., Сухомлин В.А., Добрынин А. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies. 2017;5(1):19–25.
8. Ветошкина Т.А., Полянок О.В. Роль «жёстких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности. Агропродовольственная политика России. 2017;12(72):58–62.
9. Глущенко А.А. Проблемы правового регулирования организации и деятельности счетной палаты Российской Федерации. Электронный научный журнал. 2020;3(32):149–154.
10. Limberg L., Olof S., Sanna T. Three Theoretical Perspectives on Information Literacy. Human IT. Journal for Information Technology Studies as a Human Science. 2012;(11):93–130.
11. Казакова Н.А., Романова Н. В. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора. Финансовый менеджмент. 2019;(1):86–94.
12. Голов Р.С., Мыльник В.В., Паламарчук А.Г. «Индустрия 5.0» как основа развития высокотехнологичной промышленности. Экономика и управление в машиностроении. 2018;(6):8–11.
13. Kachelmeier S.J. Testing auditor-client interactions without letting auditors and clients fully interact: Comments on Bennett and Hatfield. Accounting, Organizations and Society. 2018;(68–69):58–62.
14. Ветошкина Т. Роль компетенций в управлении персоналом. Кадровик. 2008;(3):11–18.
15. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации. Бизнес-информатика. 2018;4(46):28–42.
16. Canning M., Gendron Y., O’Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163.
17. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365.
18. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. European Commission — JRC, IPTS. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2011. 60 с.
19. Коростелева М.А. Роль модели «COSO» в построении и оценке системы внутреннего контроля. Вестник науки. 2019;10(19):1–7.
20. Горбунова Н.А., Шибилева О.В. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит в государственных (муниципальных) учреждениях. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018;(1):40–47.
Рецензия
Для цитирования:
Шибилева О.В., Паршуткина В.В. Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления. Учет. Анализ. Аудит. 2023;10(4):64-73. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73
For citation:
Shibileva O.V., Parshutkina V.V. Training of control and audit Specialists in the field of digital Public administration. Accounting. Analysis. Auditing. 2023;10(4):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73