Оценка интеллектуального капитала российских вузов и научных учреждений


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-5-80-87

Полный текст:


Аннотация

В настоящее время роль и значение науки существенно возрастают, все большее внимание уделяется наукометрическим показателям в оценке научной деятельности на всех этапах процесса управления наукой, возрастают расходы на научную деятельность. Проблемы оценки интеллектуального капитала всегда находились в зоне особого внимания российских научных и иных организаций, в том числе вузов, занимающихся научной деятельностью — научных учреждений. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» утверждает данные тенденции на государственном уровне. Поэтому возникла задача разработки системы количественных и качественных показателей оценки эффективности работы научных организаций в целях организации их продуктивной работы, повышения их вклада в развитие государства, престижа науки. Выявлены с применением методов сравнительного анализа и эмпирического исследования внешние и внутренние факторы, определяющие необходимость объективной оценки интеллектуального капитала, проанализированы основные используемые показатели оценки, источники информации, их особенности. Предложенная система универсальных критериев, объективных и субъективных показателей оценки деятельности научных учреждений становится базой как для общей комплексной оценки, так и основой для отраслевых критериев.

Об авторах

А. Ю. Оборский
Финансовый университет
Россия
Алексей Юрьевич Оборский — кандидат философских наук, доцент, директор по стратегическому развитию


А. Н. Амерсланова
Финансовый университет
Россия
Айнара Надировна Амерсланова — начальник Управления программ развития, старший преподаватель


Список литературы

1. Лузин Н.А.Эволюция и теория интеллектуального капитала. Челябинский гуманитарий. 2013;23(2):21–29.

2. Glaser J., Laudel G. Governing science. European Journal of Sociology. 2016;57(01):117–168. DOI: 10.1017/S 0003975616000047

3. Miltiadis L., Edvinsson L., Ordóñez P. The intellectual capital statements: Evolution and how to get started. Knowledge management strategies. A Handbook of Applied Technologies. 2018;(Jan.):1–34. DOI: 10.4018/978–1– 59904–603–7.ch002

4. Селиверстова О.В., Фролова Н.С. Интеллектуальный капитал вуза как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы. Вестник евразийской науки. 2014;22(3):1–16.

5. Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. М.: ФГАНУ «Социоцентр»; 2018. 189 с. ISBN 978–5–9500528–4–2

6. Jonkers K. et al. Research performance based funding systems: A comparative assessment. Institute for Prospective Technological Studies, Joint Research Centre. 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/303488024_ Research_Performance_Based_Funding_Systems_a_Comparative_Assessment (дата обращения: 02.09.2019).

7. Эскиндаров М.А., Булыга Р.П., Бариленко В.И., Ветрова И.Ф., Мельник М.В., Ефимова О.В. Оценка, контроль и управление интеллектуальным потенциалом исследовательского университета. Йошкар-Ола: СТРИНГ; 2011. 225 с. ISBN 978–5–91716–128–0

8. Гусев А.Б., Доронина Е.Г., Вершинин И.В., Малахов В.А. Мониторинг и оценка результатов научнотехнической деятельности: зарубежный опыт и российская практика. Наука. Инновации. Образование. 2018;1(27):65–91.

9. Шаховский Р.А.Актуальные вопросы инновационного развития российских предприятий на современном развитии экономических отношений. Вестник СамГУПС. 2014;4(26):120–126.

10. Стронгин Р.Г.Черты нового. Н. Новгород: Изд-во ННГУ; 2006. 190 с.

11. Hicks D. Performance-based university research funding systems. Research policy. 2012;41(2):251–261.

12. Цыганов А.В.Краткое описание наукометрических показателей, основанных на цитируемости. Управление большими системами. 2013;(44):248–261.

13. Кулагин А.С. Оценка и самооценка научной организации. Инновации. 2011;10(156):20–25.

14. Эскиндаров М.А., Смитиенко Б.М., Ермакова С.М. Преподаватель — основная фигура в реализации инновационной системы образования. М.: Финансовый университет; 2011. 280 с. ISBN 978–5–7942–0779–8


Дополнительные файлы

Для цитирования: Оборский А.Ю., Амерсланова А.Н. Оценка интеллектуального капитала российских вузов и научных учреждений. Учет. Анализ. Аудит. 2019;6(5):80-87. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-5-80-87

For citation: Oborskii A.Y., Amerslanova A.N. The Assessment of Russian Scientific Institutions’ Intellectual Capital. Accounting. Analysis. Auditing. 2019;6(5):80-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-5-80-87

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)