Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-6-63-72
Аннотация
Цель исследования — анализ влияния технологий Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России через трансформацию бухгалтерской профессии. Мнения по поводу ее будущего расходятся, что отрицательно сказывается на востребованности высшего бухгалтерского образования и тем самым ограничивает возможности молодого поколения по построению карьеры в финансовом секторе экономики. Относительно дискуссий по данному вопросу авторы убеждены в действии закона Амары: переоценка разрушительной силы Индустрии 4.0 для бухгалтерской профессии в краткосрочной перспективе и недооценка ее инновационной составляющей в долгосрочной перспективе. Возможности восстановления высокого статуса бухгалтерского образования в стране авторы видят в позиционировании нового видения профессии; возврате к классической российской системе высшего образования; переходе от академического метода обучения к практико-ориентированному; изменении образовательной траектории (с образования «на всю жизнь» на образование «в течение всей жизни»). В ходе работы были использованы комплексный и системный подходы, анализ и синтез. Результаты исследования должны привлечь внимание заинтересованных сторон к методам и программам подготовки высококвалифицированных специалистов в области учета, анализа и аудита для отечественной цифровой экономики.
Об авторах
И. В. КальницкаяРоссия
Ирина Владимировна Кальницкая — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет»
Омск
О. В. Максимочкина
Россия
Ольга Валерьевна Максимочкина — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и учет»
Омск
Список литературы
1. Al-Ghnimi S., Al-Maskari A., Al-Riyami T. A Framework to Measure Higher Education Institutions’ Readiness for the Fourth Industrial Revolution. NeuroQuantology. 2022;20(10):7436–7445.
2. Хахонова Н. Н. Обзор глобальных приоритетов развития профессиональных бухгалтеров. Наука и мир. 2023;(2):26–30.
3. Penprase B. E. The Fourth Industrial Revolution and Higher Education. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Singapore: Palgrave Macmillan; 2018. 229 p.
4. Коське М. С., Воюцкая И. В., Мишучкова Ю. Г. Трансформация бухгалтерской профессии: обзор современных тенденций и перспектив. Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022;(5):37–46.
5. Приображенская В. В. Влияние цифровой экономики на развитие компетенций в области бухгалтерского учета. Финансовый журнал. 2019;(5):50–63.
6. Аверина О. И., Колесник Н. Ф., Свешникова О. Н. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы. Интеграция образования. 2017;21(3):546–562.
7. Волкова О. Н. О будущем (бухгалтерского) учета — профессии и академической дисциплины. Аудиторские ведомости. 2017;(5–6):31–42.
8. Гетьман В. Г. Резервы повышения уровня профессиональной подготовки в вузах бухгалтеров и аудиторов в условиях цифровой экономики. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018;(9):30–36.
9. Итыгилова Е. Ю. Формирование профессиональных компетенций бухгалтера в условиях цифровой экономики. Международный бухгалтерский учет. 2022;25(2):124–142.
10. Карпова Т. П. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018;(3):52–57.
11. Рожнова О. В. Архитектура учетной сферы в контексте цифровизации. Аудиторские ведомости. 2019;(4):22–24.
12. Соболева Г. В., Попова И. Н., Терентьева Т. О. Цифровая экономика и ее влияние на подготовку кадров в сфере бухгалтерского учета и аудита. Международный бухгалтерский учет. 2019;22(4):464–480.
13. Chen H., Chiang R. H. L., Storey V. C. Business intelligence and analytics: From big data to big impact. MIS Quarterly. 2012;36(4):1165–1188.
14. Kokina J., Davenport T. H. The emergence of artificial intelligence: How automation is changing auditing. Journal of emerging technologies in accounting. 2017;14(1):115–122.
15. Kroon N., do Céu Alves M., Martins I. The impacts of emerging technologies on accountants’ role and skills: Connecting to open innovation — a systematic literature review. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021;7(3):163.
16. Tan B. S., Low K. Y. Blockchain as the database engine in the accounting system. Australian Accounting Review. 2019;29(2):312–318.
17. Savić B., Pavlović V. Impact of Digitalization on the Accounting Profession. Digital Transformation of the Financial Industry. Contributions to Finance and Accounting. Springer Cham; 2023. 333 р.
18. Stein Smith S. The Changing Accounting Landscape. In: Blockchain, Artificial Intelligence and Financial Services. Springer Cham; 2020. 263 p.
19. Stein Smith S. A Changing Profession. Shifting from Accounting Practitioner to Academia. Palgrave Studies in Accounting and Finance Practice. Palgrave Macmillan; 2021. 287 p.
20. Tsiligiris V., Bowyer D. Exploring the impact of 4IR on skills and personal qualities for future accountants: a proposed conceptual framework for university accounting education. Accounting Education. 2021;30(6):621–649.
21. Одинцова Т. М. Бухгалтерский учет: развитие и трансформация в контексте вызовов современности. Международный бухгалтерский учет. 2021;24(10):1162–1187.
22. Давыдова О. А. Проблемы и пути совершенствования бухгалтерского учета в цифровой экономике. Экономика и управление. 2019;(4):70–76.
23. Супрунова Е. А. Трансформация новых видов учета в условиях глобализации и цифровизации экономики. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(8):870–886.
24. Копылова Е. К., Копылова Т. И. Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики. Часть I. Международный бухгалтерский учет. 2022;25(2):143–162.
25. Панков В. В., Кожухов В. Л. Интеллектуальные технологии и будущее бухгалтерской профессии. Международный бухгалтерский учет. 2020;23(3):286–296.
26. Соколов Я. В. Традиции и перспективы подготовки бухгалтеров в России. Сибирская финансовая школа. 2007;(1):5–8.
27. Гетьман В. Г. Былое и мифы о будущем профессии «бухгалтер» и проблемы повышения качества профессиональной подготовки в вузах данных специалистов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2018;1(5):119–124.
28. Соколов Я. В. Бакалавриат, или конец бухгалтерского высшего образования. Бухгалтерский учет. 2008;(15):5–7.
29. Палий В. Ф. О подготовке специалистов по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет. 2008;(12):5–8.
30. Тхагапсоев Х. Г., Яхутлов М. М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России. Высшее образование в России. 2022;31(10):44–55.
31. Trinh N. T.H. Higher Education and Its Role for National Development. A Research Agenda with Bibliometric Analysis. Interchange. 2023;54(2):125–143.
Рецензия
Для цитирования:
Кальницкая И.В., Максимочкина О.В. Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России. Учет. Анализ. Аудит. 2023;10(6):63-72. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-6-63-72
For citation:
Kalnitskaya I.V., Maksimochkina O.V. Влияние Индустрии 4.0 на развитие высшего бухгалтерского образования в России. Accounting. Analysis. Auditing. 2023;10(6):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-6-63-72