Сбалансированность федерального бюджета


https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы сбалансированности бюджета с точки зрения формы реализации принципа построения бюджетной системы Российской Федерации и состояния федерального бюджета при условии, когда все его расходы покрыты его доходами. Если доходов недостаточно, возникает бюджетный дефицит. Методология исследования предусматривает сравнительный анализ понятий и содержания сбалансированности бюджета, инструментов его обеспечения, основных направлений бюджетной политики и решений стратегических задач. Результатом исследования являются предложения по оценке сбалансированности бюджета для покрытия дефицита и необходимости в источниках финансирования дефицита бюджета. Сформулированные рекомендации ориентированы на оптимизацию доходов, расходов, формирование и использование бюджетных резервов, управление государственным долгом, а также эффективное регулирование межбюджетных отношений. Дефицит федерального бюджета подлежит регулированию в направлении его сокращения, для чего определены инструменты его сбалансированности и приоритетные направления для деятельности финансовых органов Правительства Российской Федерации.

Об авторах

Л. М. Куприянова
Финансовый университет
Россия
Людмила Михайловна Куприянова — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента бизнес-анализа и аудита, заместитель заведующего кафедрой «Экономика интеллектуальной собственности»


И. Д. Сурхаев
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации
Россия
Ислам Даниялович Сурхаев — сотрудник Центра бюджетной политики


Список литературы

1. Schaechter A., Kinda T., Budina N., Weber A. Fiscal rules in response to the crisis; Toward the “next-generation” rules: A new dataset. IMF Working Paper. 2012;(12/187):1–47.

2. Кривоносова Н.Я. Теория и практика сбалансированности бюджетов субфедерального уровня. Известия ИГЭА. 2013;(6):61–65.

3. Найденова Т.А.Анализ качества сбалансированности бюджетов северных территорий. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016;(5–2):95–99.

4. Баева Е.А., Позднякова С.В. Проблема сбалансированности государственного бюджета и пути ее решения. Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2016;(6):44–48.

5. Родионова В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты. Финансы. 2012;(4):54–60.

6. Галухин А.В. Сбалансированность бюджета как условие обеспечения его устойчивости. Вопросы территориального развития. 2015;21(1). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1467 (дата обращения: 27.05.2020).

7. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ; 2016. 344 с.

8. Alesina A.F., Perotti R. Budget deficits and budget institutions. Fiscal institutions and fiscal performance. Chicago: University of Chicago Press; 1999. 398 p.

9. Surkhaev I.D. Balancing the federal budget: Analysis of income, expenditures and deficit sources for 2013–2019. Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017;(4):87–91.

10. Geier A. The debt brake — The Swiss fiscal rule at the federal level. Working Paper of the FFA. 2011;(15):7–31.

11. Valdes R.O., Engel E. Optimal fiscal strategy for oil exporting countries. IMF Working Papers. 2000;(00/118):1– 57.

12. Сурхаев И.Д. Вопросы сбалансированности бюджетов: российский и зарубежный опыт. Экономика. Бизнес. Банки. 2016;(S 9):112–120.

13. Качурина М., Мерзлова М. Формирование доходов региональных бюджетов: проблемы сбалансированности. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013;(3)71–78.

14. Пинская М.Р., Зиганшина Л.А. Сбалансированность региональных и местных бюджетов: проблемы и пути их решения. Инновационное развитие экономики. 2015;30(6):90–98.

15. Сурхаев И.Д. Баланс федерального бюджета: содержание, основные типы, методы и инструменты обеспечения. Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017;(3):82–86.

16. Сурхаев И.Д. Сбалансированность бюджета: опыт стран Европейского союза, США, Чили. Экономика. Бизнес. Банки. 2020;(8):54–62.

17. Сурхаев И.Д. Методология оценки прозрачности бюджетов. Экономика. Бизнес. Банки. 2020;(7):41–53.

18. Куприянова Л.М., Петрусевич Т.В. Анализ денежных потоков и их влияние на результаты деятельности организации. Экономика. Бизнес. Банки. 2014;(S 3):112–128.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Куприянова Л.М., Сурхаев И.Д. Сбалансированность федерального бюджета. Учет. Анализ. Аудит. 2020;7(4):52-62. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62

For citation: Kupriyanova L.M., Surkhaev I.D. Balance of the Federal Budget. Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(4):52-62. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2020-7-4-52-62

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)