Совершенствование системы контроля деятельности университетов в Российской Федерации
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-6-17-27
Аннотация
В статье проведен обзор существующей системы контроля деятельности вузов в Российской Федерации. Выделены два блока системы контроля деятельности университетов (внутренний и внешний контроль), а также три компонента внешнего контроля деятельности университетов (государственный контроль, профессиональный контроль, общественный контроль). Дана характеристика конкретных форм государственного контроля деятельности университетов (государственной аккредитации образовательных программ, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, мониторинга в системе образования); общественного контроля деятельности университетов (общественной аккредитации образовательных программ, независимой оценки качества образования); профессионального контроля деятельности университетов (профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, рейтингования вузов); внутреннего контроля деятельности университетов (самообследования вузов; внутреннего контроля деятельности университета как экономического субъекта, внутренней оценки качества образования). Проведен анализ действенности процедур контроля в отношении основных объектов контроля деятельности университетов (образовательных программ, качества подготовки обучающихся, условий осуществления образовательной деятельности, целевых результатов деятельности). Выделены основные тренды совершенствования контроля деятельности университетов: повышение значимости оценки эффективности реализации образовательных программ и неформальных процедур контроля, основанных на экспертных оценках и социологических опросах. Предложены основные направления совершенствования системы контроля деятельности университетов в России: формирование государственно-профессиональной модели контроля; становление сквозного контроля системы образования; создание механизмов признания результатов контроля проверяющими разного уровня; смещение акцентов государственного контроля с формальных методов к проверке содержательных аспектов (качества) образовательного процесса; развитие инструментария и методологии профессионального контроля деятельности университетов; адаптация показателей глобальных рейтингов университетов к национальной специфике вузов; развитие внутреннего мониторинга эффективности и качества реализации образовательных программ и неформальных видов внутренней независимой оценки качества образования.
Ключевые слова
Об авторах
Р. П. БулыгаРоссия
Роман Петрович Булыга — доктор экономических наук, профессор, руководитель Департамента учета, анализа и аудита
Москва
А. Н. Амерсланова
Россия
Айнара Надировна Амерсланова — старший преподаватель Департамента учета, анализа и аудита, начальник Отдела программ развития
Москва
Список литературы
1. Артемова И. В. Профессионально-общественная аккредитация в образовании. Советник в сфере образования. 2016. URL: http://xn——7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/28435 (дата обращения: 12.08.2018).
2. Зайцева Г. Независимая оценка качества образования: разбираемся в деталях. Аналитический портал «Отрасли права». 2015. URL: http://xn——7sbbaj7auwnffhk.xn—p1ai/article/11160 (дата обращения: 12.08.2018).
3. Булыга Р. П. Классификация и стандартизация финансового контроля и аудита в Российской Федерации. Учет. Анализ. Аудит. 2017;(5–6):10–17;6–19.
4. Бурцева К. Ю. Сравнительный анализ аспектов деятельности университетов на международном уровне. Аудит и финансовый анализ. 2018;(2):349–350.
5. Булыга Р.П., Ветрова И.Ф., Королев О.Г., Мельник М.В. Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений. Монография. Булыга Р.П., ред. М.: ИД «Научная библиотека»; 2014. 192 c.
6. Amanda H. Goodall. Highly cited leaders and the performance of research universities. Research Policy. 2009;(38):1079–1092.
7. Amsler, Sarah S., Chris Bolsmann. University ranking as social exclusion. British Journal of Sociology of Education. 2012;33(2):283–301.
8. Philippe Cyrennea, Alan Chan. High school grades and university performance: A case study. Economics of Education Review. 2012;(31):524–542.
9. Wen-Min Lu. Intellectual capital and university performance in Taiwan. Economic Modelling. 2012;(29):1081–1089.
Рецензия
Для цитирования:
Булыга Р.П., Амерсланова А.Н. Совершенствование системы контроля деятельности университетов в Российской Федерации. Учет. Анализ. Аудит. 2018;5(6):17-27. https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-6-17-27
For citation:
Bulyga R.P., Amerslanova A.N. Improving the System of Control of Universities’ in the Russian Federation. Accounting. Analysis. Auditing. 2018;5(6):17-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2408-9303-2018-5-6-17-27