АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ. ДИСКУССИИ
Объективными предпосылками цифровой экономики в современных условиях являются необходимость последовательного развития инновационных наукоемких производств, изменения организационных структур на основе интеграции бизнес-процессов экономических субъектов, необходимость ускорения бизнес-процессов и обеспечения на этой основе устойчивого роста и повышения эффективности экономического развития. Происходящие изменения предполагают постоянное совершенствование техники, технологии и организации производства, привлечения при обосновании управленческих решений больших баз данных, позволяющих выбрать лучшие разработки и практики решения поставленных задач на основе сравнительного анализа, обосновать объективные факторы возможности их реализации и определить рисковые зоны деятельности, что позволяет выбрать эффективные и реализуемые направления развития, обосновать условия и эффективность их реализации в конкретных экономических субъектах и в экономике страны в целом. Цель статьи — обосновать предпосылки эффективного использования цифровизации в разных сферах экономики; – обозначить и подчеркнуть место и роль цифровизации нефинансового сектора экономики; – систематизировать опыт, который полезен для реализации проекта цифровизации на современном этапе развития информационных технологий; – обосновать первостепенное значение создания адекватных современным задачам систем показателей, позволяющих всесторонне оцифровать наблюдаемые процессы, что требует активного развития системы сбора, обработки и анализа информации на основе ИКТ; – привлечь внимание к актуальности проблемы своевременного обеспечения подготовки кадров, разработчиков и пользователей, создаваемых ИКТ; – выделить проблемы, решение которых на современном этапе может определить предпосылки успеха проекта развития цифровой экономики в России.
ТЕОРИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
В статье проведен обзор существующей системы контроля деятельности вузов в Российской Федерации. Выделены два блока системы контроля деятельности университетов (внутренний и внешний контроль), а также три компонента внешнего контроля деятельности университетов (государственный контроль, профессиональный контроль, общественный контроль). Дана характеристика конкретных форм государственного контроля деятельности университетов (государственной аккредитации образовательных программ, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования, мониторинга в системе образования); общественного контроля деятельности университетов (общественной аккредитации образовательных программ, независимой оценки качества образования); профессионального контроля деятельности университетов (профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, рейтингования вузов); внутреннего контроля деятельности университетов (самообследования вузов; внутреннего контроля деятельности университета как экономического субъекта, внутренней оценки качества образования). Проведен анализ действенности процедур контроля в отношении основных объектов контроля деятельности университетов (образовательных программ, качества подготовки обучающихся, условий осуществления образовательной деятельности, целевых результатов деятельности). Выделены основные тренды совершенствования контроля деятельности университетов: повышение значимости оценки эффективности реализации образовательных программ и неформальных процедур контроля, основанных на экспертных оценках и социологических опросах. Предложены основные направления совершенствования системы контроля деятельности университетов в России: формирование государственно-профессиональной модели контроля; становление сквозного контроля системы образования; создание механизмов признания результатов контроля проверяющими разного уровня; смещение акцентов государственного контроля с формальных методов к проверке содержательных аспектов (качества) образовательного процесса; развитие инструментария и методологии профессионального контроля деятельности университетов; адаптация показателей глобальных рейтингов университетов к национальной специфике вузов; развитие внутреннего мониторинга эффективности и качества реализации образовательных программ и неформальных видов внутренней независимой оценки качества образования.
Актуальность исследования заключается в установлении оптимального уровня налогообложения для стран БРИКС в рамках согласованной налогово-бюджетной и фискальной политики с целью достижения стабильных темпов экономического роста, сбалансированного развития, умеренных темпов инфляции, высоких объемов промышленного производства, баланса текущего счета и низкой безработицы. Развитие стран БРИКС как новой модели интеграции и инклюзивного развития в глобализирующейся экономике требует согласованной макроэкономической политики. Выдвинута гипотеза, в соответствии с которой согласованная макроэкономическая (налогово-бюджетная) политика может способствовать гармонизации национальных экономик стран БРИКС по предложенным параметрам модели интеграции. На основе экономико-математического моделирования построены кривые доходов и расходов бюджетов стран БРИКС, установлены оптимальные средневзвешенные ставки налогообложения, при которых достигается баланс. Применен графический метод, характеризующий влияние инструментов налогово-бюджетной и фискальной политики стран БРИКС на национальную экономику и совокупный результат ее функционирования. Практическая значимость работы состоит в выявлении оптимального уровня налогообложения, позволяющего балансировать бюджеты стран БРИКС. Проведен расчет эффективности согласованной налогово-бюджетной и фискальной политики стран БРИКС на основе сравнительного анализа вариантов финансирования дефицита бюджета за счет собственных средств и источников гипотетического общего рынка долга. Доказано, что функционирование общего рынка долгового финансирования является оптимальным для стран БРИКС при условии использования сравнительных преимуществ Китая в предоставлении кредитных ресурсов членам группировки. Теоретическая значимость результатов заключается в разработке методологии гармонизации налогово-бюджетной и фискальной политики стран БРИКС на основе градуалистского подхода в противоположность сценарию «шоковой терапии».
МЕТОДИКИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Рассмотрено содержание понятия и особенности прикладных проектов в рамках развития Информационной экономики. Определены задачи прикладных проектов. Выделены основные категории прикладных проектов по способу их финансирования при внедрении в Информационное общество. Рассмотрены основные задачи, которые решаются организациями при реализации прикладных проектов. Систематизированы основные риски применения прикладных проектов в зависимости от их типа. Описана суть каждого риска и угрозы для компании по всем категориям прикладных проектов. Определены 3 группы сценариев наступления рисков. Установлены факторы, на основании которых принимается решение о безоговорочном отказе от реализации прикладных проектов. Разработана многокритериальная модель первичной оценки степени риска и возможности его наступления при внедрении прикладных проектов. Предложены примеры оценки перспектив реализации для каждой категории прикладных проектов. В рамках упомянутых выше рисков внедрения проектов выделен ряд факторов (значений оценки рисков), на основании которых принимается однозначное решение о нецелесообразности дальнейшей оценки и реализации предлагаемых прикладных проектов в компании (STOP-факторов). Перечень STOP-факторов установлен для каждого проекта индивидуально ввиду особенностей каждого прикладного проекта. Однако можно определить ряд универсальных STOP-факторов (низкий уровень% EBT по проекту и высокий риск появления дебиторской задолженности, которую невозможно погасить или просроченной задолженности, которая может отрицательно повлиять на денежный поток по рассматриваемому прикладному проекту). В рамках реализации прикладных проектов выделены различные категории прикладных проектов в зависимости от затрат, которые претерпевает компания. Каждой категории прикладных проектов установлены специфичные риски, которые в большей или меньшей степени ограничивают возможности компании при внедрении проектов. Определены значения рисков, которые могут на стадии оценки прикладных проектов однозначно просигнализировать о нецелесообразности рассмотрения возможности реализации прикладных проектов в имеющейся форме без каких-либо изменений.
В статье рассмотрены проблемные аспекты признания в бухгалтерском учете цифровых финансовых активов — криптовалют и токенов согласно проекту федерального закона РФ «О цифровых финансовых активах». Методика исследования базировалась на контент-анализе текста проекта федерального закона и применении общенаучных методов и таких специальных приемов научного исследования, как аналогии, сравнения. Также были использованы методологические основы познания системы бухгалтерского учета, а именно установление субъектов, предмета и объекта учета; выделение проблемных вопросов организации учета на методологическом, методическом и организационном уровнях. Основные результаты исследования представлены в установлении новых субъектов при создании и обращении цифровых финансовых активов, соответствующих предметных областей и объектов учета для каждого субъекта. В частности, выделены следующие субъекты: майнеры, валидаторы, операторы обмена цифровых финансовых активов (ЦФА) и прочие хозяйствующие субъекты, совершающие операции с ЦФА. Новыми объектами учета для данных субъектов установлены: цифровая трансакция, цифровые финансовые активы, цифровая запись, право собственности в реестре трансакций, курс криптовалют, доходы и расходы при обращении/обмене цифровых финансовых активов, расчеты с операторами обмена. Критически оценены возможные варианты применения международных стандартов финансовой отчетности для учета криптовалют. Разработаны группы проблемных вопросов на каждом из уровней организации бухгалтерского учета цифровых финансовых активов. Перспективой дальнейших исследований является разработка методики учета для каждого из установленных субъектов создания и обращения цифровых финансовых активов в соответствии с предметом и объектами учета.
ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Проанализировано и критически оценено содержание трех новых документов, касающихся различных областей бухгалтерского учета. Среди них — «Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018–2020 годы». Вскрыты существенные пробелы и указаны основные направления, по которым ее следует доработать. В статье также изложены возможные последствия от двух других новелл: планируемого Правительством РФ введения электронных трудовых книжек работников и освобождение организаций от сдачи годовой бухгалтерской отчетности в Росстат. Помимо положительных моментов, присущих этим решениям, в статье обращено внимание на ряд, по меньшей мере, настораживающих факторов от их реализации на деле.
В статье освещены основные вопросы достоверности кадастровой оценки на современном этапе на примере Тамбовской области. Авторами рассматривается генезис развития института кадастровой оценки и те проблемы, которые он породил. В основе проблем кадастровой оценки лежат дисбалансы налоговой системы, связанные с тем, что имущественные и земельные налоги, одни из немногих реальных местных налогов. Это привело к тому, что проблема развития собственной налоговой базы местными властями решено посредством систематического завышения кадастровой стоимости. В статье анализируются частные проблемы кадастровой оценки, такие как процедурные аспекты и статистика оспаривания кадастровой, учет и выделение налога на добавленную стоимость в итоговом результате оценки, а также возникающие конфликты интересов региональных и федеральных властей.
Построение рейтингов территориальных образований как внутри стран в соответствии с их административно-территориальным делением, особенностями укладов, экономическими, историческими, социальными, национальными, религиозными взаимосвязями, экологическими особенностями, так и при сопоставлении отдельных стран и их коалиций на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой, решение которой позволяет проводить точечные оценки уровня социально-экономического, политического и экологического состояния территорий, сравнивать их между собой при единстве методологических подходов к оценке территорий, а также исследовать изменение во времени этого состояния при сохранении сопоставимости выборочных данных, методологии построения рейтинга по единому кругу показателей. Рейтинги могут быть использованы как индикаторы «отклика» территориальных образований и их населения на проводимые преобразования органами управления территориями, как неотъемлемая составляющая системы мониторинга за уровнем их социально-экономического, политического и экологического состояния и развития. Рассматриваются вопросы информационного обеспечения построения рейтинга территории, представлена система показателей для построения рейтингов территорий внутри страны и для внешнего сопоставления стран. Определены перспективы развития данного методологического подхода к построению рейтингов территорий и область применения таких рейтингов.
ОБРАЗОВАНИЕ
Становление финансового контроля в России происходило начиная с ХVII в. и продолжается до сих пор. На протяжении многих лет осуществлялись различные организационно-правовые изменения в зависимости от возникших общественно-экономических ситуаций. Суть и цели финансового контроля оставались неизменными. В статье рассматривается поэтапное становление финансового контроля в вузах России начиная с ХVIII в. по настоящее время. Выделяется четыре этапа: на первом этапе — появились первые высшие учебные заведения и первые финансовые органы, контролирующие расходование денежных средств; на втором этапе — постепенно увеличивалось число новых университетов, возрастало количество студентов, появилось Министерство народного просвещения — первое министерство, отдельно контролирующее высшее образование; третий этап стал самым переломным для нашей страны — постоянно менялись ведомства, контролирующие высшие учебные заведения, из-за большого количества войн и революций число новых вузов то стремительно увеличивалось, то резко уменьшалось. По финансированию на четвертом этапе можно выделить — большое количество разноуровневых контролирующих финансовых органов, большое число университетов, а также высокий уровень финансирования высшего образования.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ISSN 2619-130X (Online)