Preview

Учет. Анализ. Аудит

Расширенный поиск
Том 9, № 6 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2022-9-6

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

6-21 608
Аннотация

Учетная политика любого хозяйствующего субъекта является стратегически важным инструментом для организации учетных процессов, а оценка возможных рисков хозяйственной деятельности, влияющих на выбор наиболее оптимального способа ведения бухгалтерского учета, позволяет ему выявить степень воздействия события на формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и предотвратить ее существенные искажения. В настоящее время в РФ методики оценки рисков хозяйственной деятельности, разработанной на законодательном уровне, для коммерческих организаций не существует. Представленная в статье авторская разработка, необходимая при подготовке организационно-технического и методологического разделов учетной политики коммерческой организации, восполняет этот пробел. Она основана на зависимости между процедурами контроля и определения значения риска. Последнее указывается в баллах, исходя из административной ответственности за нарушение требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности статьями 15.11, 15.15.6 Кодекса об административных правонарушениях, отражает результаты проверки, характер нарушений и рекомендации по их устранению. Цель работы заключается в развитии методологии оценки системы внутреннего контроля организации на основе разработки методического инструментария выявления последствий риска хозяйственной деятельности на этапе составления учетной политики организации. Автором использованы логические методы познания, системного анализа и синтеза, моделирования на практике. Значимость результатов заключается в углублении знаний о сущности и проявлении риска хозяйственной деятельности, путях и методах его оценки, а разработанные инструменты и механизмы могут быть применены в системе внутреннего контроля организации.

22-35 494
Аннотация

В статье обосновано рассмотрение оценочных обязательств как самостоятельного объекта анализа. Тема исследования является актуальной с нескольких позиций: тенденция формирования оценочных обязательств набирает широкую популярность, их создание продиктовано новыми веяниями макросреды, требованиями заинтересованных сторон, стремительно меняющимся законодательством в области бухгалтерского учета и формирования отчетности, конкурентной средой функционирования хозяйствующего субъекта. Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по расширению классификации оценочных обязательств, определении последовательности проведения их анализа как особого объекта, оказывающего влияние на оценку финансовых показателей и принятие управленческих решений, а также корректировке специальных аналитических коэффициентов с учетом специфики формирования оценочных обязательств. Работа базируется на изучении и обобщении теоретических материалов по развитию и формированию финансовой отчетности, методик комплексного анализа деятельности организаций. В процессе обоснования принципов расчета показателей и апробации результатов использовались фактические данные отчетности ряда крупнейших российских предприятий, применялись такие методы исследования, как монографический, систематизация информации и ее анализ. Авторские разработки и предложения могут быть полезны как ученым и методологам в качестве основы для продолжения научных исследований и анализа деятельности организации, так и специалистам при подготовке финансовой отчетности, для принятия управленческих решений и изменения учетной политики (в части обоснования изменения порядка оценки оценочных обязательств).

ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

36-49 415
Аннотация

Идея о необходимости информирования общественности о предпринятых компанией мерах в области сохранения окружающей среды и социальной деятельности всемирно признана. Бизнес-сообщество все более вовлекается в деятельность по представлению нефинансовой отчетности, которая, однако, часто не вызывает доверия у разумного пользователя в силу непрозрачности обобщения и произвольного принципа представления. При этом наименее исследованной является один из ее — отчетность по корпоративной социальной ответственности (КСО). Целью исследования является рассмотрение возможности учета и оценки КСО для нефинансовых видов отчетности организаций в контексте достоверности раскрываемой информации, общественных потребностей, способов формирования и заинтересованных сторон. В ходе работы применялись общенаучные методы познания — системный подход, логическое обобщение, лингвистический анализ и гипотезы. Автором показано, что именно отчетность по КСО подвергается значительному риску манипуляций, содержит разнообразие несопоставимых сведений в зависимости от отрасли, характера бизнеса, регуляторных ограничений, положения на рынке и других обстоятельств. Многие признают необходимость участия в подготовке такой отчетности бухгалтерских технологий. При этом у бухгалтерского сообщества не вызывает оптимизма попытка Совета по МСФО создать стандарты по нефинансовой отчетности, используя только финансовый инструментарий, интересный только для инвесторов. При наличии у стейкхолдеров настоящей заинтересованности в раскрытии нефинансовой информации в отчетности необходимо создание действительно реальных учетных систем, позволяющих обобщить необходимую информацию о КСО. Основной вывод направлен на имеющуюся необходимость в выработке государственной политики в этой области и государственного управления на системной основе.

МЕТОДИКИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

50-60 320
Аннотация

Изменения, происходящие в социальной и экономической жизни мирового сообщества, переход к неоиндустриальному типу развития, необходимость локализации последствий COVID-19, требуют изменения системы налогового регулирования, формирования его новых инструментов, которые отвечают современным реалиям. Целями исследования являются рассмотрение содержательных аспектов альтернативной концепции налогового регулирования неоиндустриального развития и определение основных механизмов ее реализации. Автором проанализированы особенности последних, выявлены возможности их использования для достижения поставленной цели и предложены меры по их адаптации для новых условий. В статье представлены базовые элементы альтернативной концепции налогового регулирования, которая включает три составляющие: человек-производство-общество, а также цели: ресурсосбережение, рециркуляция ресурсов, мотивация к трудосбережению, энергоэффективность экономики, циркулярная экономика, и налоги: парафискалитеты (утилизационный сбор, экологический налог), система ресурсных налогов (углеродный налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду), акцизы на горюче-смазочные материалы, налог на прибыль организации и транспортный налог. Отмечено, что неоиндустриальному развитию во многом способствует переход от режима поддерживающего налогообложения к стимулирующему. В ходе работы были использованы методы анализа (в том числе сравнительного) и аналогии. Практическая значимость работы состоит в разработке общей характеристики концепции налогового регулирования.

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ «УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА»

61-70 463
Аннотация

На протяжении десятилетий китайская экономика стабильно демонстрирует рост и развитие, что приковывает внимание крупнейших ученых всего мира к экономической модели этой страны, практике хозяйствования, учета и статистики. Данное исследование проводилось с применением методов исторического наблюдения, сравнения, выборки, систематизации и обобщения. Тщательному изучению подверглись источники преимущественно на китайском языке, анализировались также находящиеся в открытом доступе публикации на русском и английском. Особенности развития национального хозяйства при династии Цин выделены в рамках двух исторических периодов: до «опиумных войн» и в «постопиумный» вплоть до падения самой династии. Приведены основные нормативные акты, регулирующие учет и статистику хозяйствования, в том числе «Законы династии Цин» и «Положение о регистрации домашних хозяйств». Рассмотрены основы организации статистики и учета на национальном уровне при ранней и поздней династии Цин, в том числе деятельность Министерства домашних хозяйств, Статистического бюро, Бюро расследований, таможенного управления и почты Китая. Практическая значимость работы для российских специалистов заключается в детальном освещении национальных методов учета и статистики, таких как регистрация домохозяйства «Цяньлун баоцзя», система налоговых книг и «разделения на акры», «трехногий» учет, методы «четырех ног» и «Двери дракона». В работе представлены основные идеи и результаты исследований таких выдающихся китайских мыслителей в области учета и статистики, как Гу Яньу, Хун Лянцзи, Вэй Юань Ван Шидуо и Пэн Цзучжи.

ФОРУМ МОЛОДЫХ

71-81 339
Аннотация

В настоящее время достаточно активно обсуждается необходимость выстраивания политики организаций с нефинансовой точки зрения, предполагающей ее ориентацию на факторы экологического, социального и управленческого характера, включенные в ESG-повестку. При этом в России требования к нефинансовой отчетности сформулированы в рамках международных стандартов, в то время как она и ее показатели правовыми основами не подкреплены. Для достижения целей устойчивого развития (ЦУР), находящих свое отражение в ESG-повестке сегодняшнего дня, необходимо выстраивать не только должный уровень контроля за финансовыми потоками компании и государства при поддержке мероприятий, способствующих достижению ЦУР, но и оценивать имеющуюся контрольную среду компании на предмет способности их достигать. Целью исследования явился анализ современного состояния ESGповестки через призму факторов, определяющих предметную область казначейского контроля. Задачи автора заключались в раскрытии ее составляющих, охарактеризовании современного состояния стандартов по подготовке нефинансовой отчетности и методик рейтингования организаций, рассмотрении казначейского контроля в области устойчивого развития (УР), определении его субъектов и объектов, а также ключевых вопросов при проведении контрольного мероприятия с позиции достижения целей и выполнения задач УР. В ходе работы использован метод контент-анализа. В результате исследования выявлен низкий уровень регулирования и формирования контрольных процессов достижения целей устойчивого развития; сформулирован вывод о необходимости их дальнейшего совершенствования при условии, что особая роль в этом процессе будет отведена казначейскому контролю за деятельностью организаций в данном направлении. Полученные результаты должны способствовать реализации подобной практики, а также формированию начального этапа становления государственного контроля в данной области. Исследование может представлять интерес для контрольных органов и структурных подразделений компаний, а также профессиональных сообществ в области устойчивого развития.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)