Preview

Учет. Анализ. Аудит

Расширенный поиск
Том 6, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26794/2408-9303-2019-6-2

АВТОРСКОЕ МНЕНИЕ. ДИСКУССИИ 

6-10 311
Аннотация

Современный этап развития отечественной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности характеризуется искажением сути социального института учетного знания. Последний подразумевает наличие и функционирование двух паритетных составляющих — науки как развивающейся системы знания, нацеленной на получение объективно-структурированной и обоснованной информации об экономической действительности, а также науки как сферы деятельности экономического профессионального сообщества. Причем первой составляющей, в соответствии с постулатами науковедения, отводится главенствующая, направляющая роль, фокусирующая внимание практической деятельности на целях и задачах, стоящих перед обществом. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности привело к превалированию нормативной парадигмы (практической составляющей), что поставило определенные рамки развитию научной мысли, а в перспективе может привести к полной дискриминации социального института бухгалтерского учета. Цель статьи — выявление основополагающих причин проблематики институционализации отечественной учетной системы. Обоснование авторской точки зрения потребовало проведения системного анализа результатов научных исследований социологии, философии и этики науки, экстраполяции полученного знания на объект и предмет бухгалтерского учета. Формулировка выводов предопределила использование таких общенаучных методов исследований, как наблюдение, оценивание, дедукция и интеллектуальное моделирование. Результаты соответствующих изысканий актуализируют необходимость проведения широкомасштабных исследований в сфере этики бухгалтерской науки как первоэлемента процесса институционализации. Доказывается необходимость развития учетной этики в соответствии с принципом опосредованного универсализма. Прогнозируются направления развития бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности —униполяризация, многополяризация, внеполяризация.

ТЕОРИЯ УЧЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 

11-25 338
Аннотация

Показано значение методических подходов к определению эффективности деятельности организаций, рассмотрены подходы к расчету ее показателей, а именно: «затратный» подход, подход «по чистой доходности», подход, «характеризующий результативность размещения капитала». Определены факторы, влияющие на получение достоверной информации для проведения оценки эффективности деятельности организаций внешними пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности и затрудняющие ее оценку внутренними пользователями. Проведен сравнительный анализ расчета динамики показателей эффективности деятельности организаций, произведенный по традиционной методике и уточненной методике в аспекте корректировки дифференциации комплексных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и исключения из нее статей налогового учета. Сделан вывод о важности для целей повышения достоверности информационной базы оценки эффективности деятельности организаций учитывать оценочную характеристику отчетных показателей по справедливой стоимости или амортизированной стоимости. Обоснована целесообразность проведения корректировок статей бухгалтерской (финансовой) отчетности, не связанных с денежными потоками.

МЕТОДИКИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ 

26-46 455
Аннотация

В настоящее время ряд российских компаний находится под гнетом секторальных санкций, в связи с чем особую актуальность приобретает вопрос обеспечения экономической безопасности, в первую очередь промышленных предприятий, играющих ключевую роль в национальной безопасности России. На наш взгляд, обеспечить такую безопасность возможно за счет эффективного учета и управления корпоративными затратами на основе адекватной отечественной управленческой идеологии и современных информационных технологий. В рамках исследования раскрываются основные положения авторской управленческой идеологии Russian-cost и одноименного метода учета и управления корпоративными затратами. Обязательным условием применения метода является способность предприятия выделить затраты по подразделениям, принимающим участие в производстве продукции. Отправным моментом идеологии является то, что в составе любого предприятия не может быть подразделений, не имеющих собственной экономически обоснованной значимости. В результате в рамках предприятия образуется замкнутое кольцо доходов и расходов, которое «выдавливает» расходы и стимулирует подразделения увеличивать доходы. В пределах кольца можно «обменять» расходы на собственную зарплату и иные стимулы, за счет чего достигается эффект — «автоаутсорсинг». В конечном итоге менеджмент компании имеет возможность принимать эффективные управленческие решения на основе объективной оценки «вклада» каждого подразделения в финансовые результаты деятельности предприятия. Russian-cost представляет собой в первую очередь информационно-управленческую оболочку, в рамках которой могут реализовываться предпринимательские планы и заданные (например, собственником) параметры функционирования предприятия, т.е. является инструментом, идеологией и в том числе для построения на ее основе автоматизированной системы управления.

47-51 403
Аннотация

Одним из главных направлений создания эффективной системы управления производственными организациями является формирование качественной информационно-аналитической базы, методическую основу анализа которой необходимо совершенствовать в части использования комплекса классических и новых методов экономико-математического аппарата. Развитие научных основ экономического анализа, опираясь на его классический методологический аппарат, должно обогащаться современными методами, видами и направлениями исследования экономических процессов и их результатов на всех уровнях управления. Активизация поиска новых возможностей существующего инструментария экономического анализа и появления в его арсенале принципиально новых методов определяется их практической востребованностью. В статье предпринята попытка адаптации классического корреляционного экономико-математического метода анализа и его использования для решения практической управленческой задачи ранжирования статей затрат для формирования объективного представления о влиянии их характера и структуры на уровни ассортиментной маржинальной и полной рентабельности производственной организации. Предложенный в статье механизм использования корреляционно-регрессионного метода экономического анализа отличается достаточной универсальностью и позволяет ранжировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции, формировать объективную информацию о структуре и уровнях переменных и постоянных затрат в ретроспективном и прогнозном аспектах, что дает возможность реалистично оценить агрегированные и детальные показатели маржинальной рентабельности по организации в целом и по различным объектам калькулирования.

52-59 441
Аннотация

Предметом исследования выступает комплекс теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с проведением анализа производственно-хозяйственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС). В ходе исследования широко использовались следующие методы познания: наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция, методы группировки и агрегирования неоднородных данных, аналогия, методы сравнительного анализа, комплексные и системные подходы, логический и графический методы. В результате проведения исследования были выявлены ключевые особенности проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности учреждений УИС, а также определены основные объекты, на которые должно быть направлено исследование. Кроме того, были установлены показатели, характерные именно для оценки деятельности исправительных учреждений, что отличает данное исследование от традиционного экономического анализа. Учитывая особенности деятельности учреждений УИС, некоторые направления анализа производственно-хозяйственной деятельности были конкретизированы и дополнены специфическими показателями. Поскольку основные цели учреждений УИС носят социальный характер, то на этапе выбора обобщающих показателей должно быть оценено достижение социальных результатов. Проведение анализа оборотных активов будет характеризоваться включением в оценку таких групп активов, как продукты питания и вещевое имущество. Анализ персонала должен включать не только исследование вольнонаемного и аттестованного персонала, но и осужденных, зависимость их производительности труда от системы материального стимулирования. Кроме того, в анализ деятельности учреждений УИС необходимо включить оценку эффективности расходования государственных средств.

ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 

60-67 395
Аннотация

Социальная отчетность, впервые появившаяся в России не более двух десятилетий назад, стала неотъемлемой частью отчетной практики крупнейших компаний. Такая отчетность выступает в роли инструмента взаимодействия организаций и их заинтересованных сторон. С ее помощью хозяйствующие субъекты отчитываются перед обществом за последствия их деловой активности, проявляющиеся в виде экологических, социальных и экономических последствий. Пока большинству российских организаций только предстоит осваивать этот вид отчетности, компании-пионеры уже используют современные информационные и коммуникационные технологии в процессе раскрытия социально значимой информации. Их отчеты становятся все более и более интерактивными: мультимедийный интерфейс дает возможность пользователям самим настраивать отчеты, преобразовывать в удобный для них вид, анализировать содержащиеся данные, оставлять обратную связь, касательно содержания отчета и не только. Некоторые организации экспериментируют с новыми каналами связи, что позволяет делать отчеты доступными в любом месте и в любое время. Такой активный процесс развития социальной отчетности в России во многом определяется принятыми в 2017 г. нормативными актами: Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, программой «Цифровая экономика Российской Федерации», Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности. Все это позволяет сделать вывод о прогрессивном характере развития российской социальной отчетности в условиях цифровизации.

68-74 346
Аннотация

Внедрение нового законодательства по определению кадастровой стоимости имущества требует решения некоторых проблем. Некачественная кадастровая оценка ведет к ошибкам в деятельности кадастрового инженера. В частности, отсутствие разработанного методического обеспечения, форсирование подготовки кадров кадастровой оценки, недостоверность или отсутствие сведений кадастрового учета на большинстве территорий страны, наличие устаревшего оборудования, отсутствие НИОКР и применяемый метод массовой оценки недвижимости, не учитывающий индивидуальные особенности объекта оценки, могут служить появлению реестровых ошибок. Рассматриваемое направление государственного учета земельного фонда находится в самом начале своего развития, что потребует дальнейшей корректировки законодательства, подходов в обучении и аттестации кадастровых инженеров и организации их деятельности. С этой целью проанализированы виды допускаемых реестровых ошибок, их классификации, а также законодательство, определяющее ответственность за совершение ошибок данной категории. Так как допущенные кадастровым инженером ошибки влияют на хозяйственную деятельность организаций, расходы регионов, то автором предлагается классификация реестровых ошибок по принципу существенности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 

75-86 342
Аннотация

В настоящее время преобладающая часть развитых и ряд развивающихся стран публикуют сведения о проведении государственных (муниципальных) закупок на специализированных открытых электронных платформах. Многие страны осуществили переход на использование электронных платформ в сфере государственных (муниципальных)  закупок в связи с тем, что данный процесс связан с рядом преимуществ, в число которых входят: поддержание конкурентной среды среди участников тендеров, обеспечение открытости и прозрачности информации о государственных (муниципальных) закупках для всех участников торгов, а также снижение затрат соответствующих государственных органов на осуществление закупочной деятельности и привлечение новых поставщиков. Как это осуществляется в Канаде и говорится в данной статье.

ФОРУМ МОЛОДЫХ 

87-94 428
Аннотация

В настоящее время вслед за растущей практикой составления активно развивается нормативно-правовая база формирования публичной нефинансовой отчетности и как один из основных методов повышения качества раскрываемой информации — аудит такой отчетности. Несмотря на наличие сложившейся практики аудита и соответствующих стандартов деятельности, существует потребность в рекомендациях для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита публичной нефинансовой отчетности организации. В статье рассмотрены аспекты, оказывающие влияние на уровень существенности, и разработаны рекомендации, которые могут быть использованы для определения уровня существенности.

95-100 754
Аннотация

Переход к цифровой экономике, порождаемые в связи с этим структурные изменения и совокупность теоретических, методических и практических вопросов, связанных с развитием организационно-методического обеспечения субъектов внутреннего финансового аудита в организациях государственного сектора, являются актуальными и наиболее интересными для научного изучения. Последнее десятилетие происходит коренное изменение организации внутреннего финансового аудита, связанное с имплементацией международных норм и стандартов в законодательство Российской Федерации. В соответствии с международной концепцией государственного внутреннего финансового контроля осуществляется разграничение функций внутреннего контроля и внутреннего аудита. В России такое разграничение на законодательном уровне осуществлено в июле 2013 г. внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и делегированием соответствующих бюджетных полномочий распорядителям средств федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждена Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года, в которой указана необходимость повышения качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях. Практическое воплощение указанной задачи связывается прежде всего с повышением качества внутреннего финансового контроля и аудита.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2408-9303 (Print)
ISSN 2619-130X (Online)